Игорь александрович арбузов биография. Игорь Арбузов: «Двигатели — одна из немногих ниточек, которые связывают нас с США

Номинация: За высокие достижения в экономике и управлении

Должность и место работы: Заместитель Генерального директора Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) по развитию производства, член Правления Корпорации.

Кто выдвигал: Лядский Владимир Васильевич, глава муниципального округа Савеловский в городе Москве

За что номинировался

Под руководством Арбузова И. А. в ОАО «Протон-ПМ» началось изготовление важных узлов и агрегатов ракетного двигателя нового класса РД-191, что послужило основой для успешного запуска ракеты-носителя «Ангара».

О лауреате

Краткая биография

Игорь Александрович АРБУЗОВ родился 26.08.1957 г.
В 1979 г. окончил Пермский политехнический институт по специальности «Оборудование и технология сварочного производства».
В 2001 г. окончил Академию народного хозяйства по программе «Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства».
С 1979 г. работал на пермском предприятии «Протон-ПМ», которое и возглавил в 2006.
В декабре 2014 года переведен на работу в г. Москву в ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» на должность Заместителя Генерального директора по производству, руководит проектом создания холдинга ракетного двигателестроения.

Перечень званий и наград

Игорь Александрович АРБУЗОВ действительный член-корреспондент РАЕН; член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского; автор и соавтор многих научно-производственных патентов и изобретений в области технологии изготовления ракетных двигателей; лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники (1998, 2008); награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2011). В июне 2014 года решением Пермской городской Думы присвоено звание «Почетный гражданин города».

Информация о конкретных достижениях соискателя в течение 2014 года

В 2014 году состоялись пуски первой российской ракеты-носителя «Ангара», в создании которой большая роль отводилась возглавляемому Арбузовым И.А. ОАО «Протон –ПМ», освоившего производство важных элементов ракетного двигателя нового класса РД-191. Ракета легкого класса «Ангара-1.2 первого пуска» стартовала 9 июля 2014г. с космодрома «Плесецк» Архангельской области, 23 декабря стартовала тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5». Оба испытательных пуска прошли в штатном режиме, вызвали широкий общественный резонанс в России и за рубежом, получили высокую оценку Президента РФ Путина В.В.

В 2014 году возглавляемое Арбузовым И.А. ОАО «Протон-ПМ» стало единственным предприятием российской ракетно-космической отрасли среди награжденных правительственной премией в области качества. Премию Арбузову И.А. вручил Председатель Правительства Медведев Д.А. Таким образом отмечены успехи предприятия в создании самых надежных в мире в своем классе ракетных двигателей и внедрении эффективных методов менеджмента.

По какой причине американцы заказали еще восемь российских двигателей для своих ракет "Антарес"? Какой космический мотор нужен для полета к Марсу? Есть ли предел конструкторской мысли в ракетном двигателестроении? Об этом корреспондент "РГ" беседует с генеральным директором НПО "Энергомаш" имени академика В.П. Глушко Игорем Арбузовым.

Игорь Александрович, одна из важных последних новостей: американцы заказали 8 российских двигателей РД-181 для своих ракет "Антарес". Контракт уже подписан?

Игорь Арбузов: Да, одна из корпораций, которая обслуживает Международную космическую станцию, приняла решение о реализации опциона на закупку восьми наших жидкостных ракетных двигателей РД-181 для использования в первых ступенях "Антарес". Это вторая часть ранее подписанного контракта на поставку 10 двигателей. То есть дополнительно мы сделаем еще восемь.

США без российских двигателей все-таки обойтись никак не могут?

Игорь Арбузов: На данном этапе - да. В большей мере это касается уже довольно длительного сотрудничества по поставке двигателей РД-180 для другой ракеты - "Атлас-5". Партнеры признают, что наши двигатели по совокупности показателей стоимости и технических характеристик - вне конкуренции. Это - самый оптимальный вариант для их носителя, и США пока не могут заменить их собственными аналогами.

Хотя Пентагон уже назвал фирмы, которые будут разрабатывать замену для РД-180. Насколько мы готовы к конкуренции?

Игорь Арбузов: Мне сложно оценивать фактическое состояние, в котором сегодня находятся эти компании по разработке двигателей. Судя по оценкам специалистов, в том числе и американских, эти двигатели скорее всего могут быть выведены на рынок не ранее 2019 года. Но надо понимать: этот двигатель должен еще пройти испытания, в том числе и летные, в составе ракеты. Практическое их использование с выводом полезных нагрузок, с запуском ракет, по моим оценкам, может быть только с 2021-2022 годов.

На разработку нового ракетного двигателя уходит лет семь?

Игорь Арбузов: И это оптимистичный срок. Должны быть еще достаточные объемы финансирования, необходимые специалисты, серьезный уровень организации, в том числе и производства.

Скажите, а как вообще получилось, что американцы решили ставить на свои ракеты российские двигатели?

Игорь Арбузов: Это было в 1996-1997 годах. Тогда у американцев просто не было даже близкого к нашим двигателя, поэтому они заказали у нас. В первую очередь, это было обосновано сочетанием цена-качество, техническими характеристиками. И американцы не ошиблись: за все время запусков ракет с использованием двигателей РД-180, а это 67 пусков, тьфу-тьфу, ни одной аварии.

За счет чего такая надежность обеспечивается?

Игорь Арбузов: Я снимаю шляпу перед талантом конструкторов, которые смогли создать нечто абсолютно совершенное. И в равной степени вызывает уважение мастерство тех, кто производит эту конструкцию и обеспечивает безусловное качество и надежность.

Почему же эти двигатели не используются в российских космических программах?

Игорь Арбузов: Все впереди. До сегодняшнего дня существовал сложившийся парк ракет-носителей - "Союзы", "Протоны" и целый ряд ракет, которые были в свое время сделаны на базе боевых, но начали выполнять мирные цели. К сожалению, процесс обновления парка шел не так быстро, как хотелось бы.

В новой федеральной космической программе сделан сдвиг в диверсификацию ряда имеющихся носителей. В частности, значительное место в этом ряду занимает новая перспективная ракета "Ангара". И в легком, и в тяжелом классе. И я надеюсь, что в концепции, которая предусматривает создание ракет-носителей сверхтяжелого класса, будут учтены наши предложения по применению РД-180.

Американцы сегодня уже собираются космонавтов запускать на своих ракетах с использованием наших двигателей. По их оценкам, в конце 2017 - начале 2018 года должен состояться первый полет космонавтов с помощью ракет "Атлас-5". Почему бы не использовать этот технический, технологический и конструктивный задел, который создан на этих двигателях, для нужд собственной страны?

Кстати, в сентябре американцы готовятся запустить аппарат для исследования астероида Бенну. На той ракете "Атлас-5" тоже будет наш двигатель?

Игорь Арбузов: Конечно, а чей еще?

А можно сказать, сколько РД-180 мы поставили уже за океан?

Игорь Арбузов: Скажу так: все подписанные контракты выполняются. С учетом тех контрактов по РД-180, которые были подписаны на рубеже ноября и декабря 2015 года, продлевается сотрудничество по поставкам этих двигателей до начала 2019 года. Не исключаю, что в тех условиях, в которых находится разработка двигателей наших конкурентов и дальнейшая перспектива их применения, могут быть рассмотрены вопросы продления нашего сотрудничества.

Что есть в портфеле двигателестроителей на перспективу? Или это секрет?

Игорь Арбузов: Никакого секрета. Все, кто вовлечен в сферу космических исследований, двигаются примерно в одном направлении. Прежде всего это повышение надежности двигателей за счет совершенствования конструкции и эффективности компонентов топлива. Одна из версий - различные сочетания компонентов: метан - кислород, кислород - водород, кислород - керосин, которые обладают максимальной энергетической эффективностью для вывода полезных нагрузок в космос. Создаются двигатели под конкретные программы, активно обсуждается лунная программа, полеты к дальним планетам, скажем, к Марсу.

Предела конструкторской мысли в ракетном двигателестроении нет? Я бы сказал, предела фантазии нет

Значительная работа ведется по повышению надежности и эффективности уже разработанных двигателей, в частности РД-191 для ракеты "Ангара". Чтобы и сам двигатель сделать более надежным и более эффективным, и позволить "Ангаре" получить новые технические возможности.

На Луну и на Марс на каком двигателе лучше лететь?

Игорь Арбузов: На очень надежном и очень мощном.

Сейчас есть проекты, конечная цель которых - долететь до Марса за 39 суток вместо 250. Ставка как раз на двигатели: у нас есть проект ядерного "мотора", американцы предлагают двигатель по схеме электромагнитного ускорителя с изменяемым удельным импульсом... Как вы относитесь к таким проектам?

Игорь Арбузов: Проектов много, но сказать, что уже есть готовые решения, пока нельзя. Если бы они были, то, наверное, уже стали реальностью. Все понимают, что сегодня важно получить эффективное решение по преобразованию тепловой энергии ядерного топлива, которое обеспечит длительную работу двигательной установки и позволит сократить время экспедиции к таким планетам, как Марс.

А что вы думаете об идее метановой ракеты?

Игорь Арбузов: Метановое направление - одно из перспективных в плане повышения надежности конструкции двигателя. И мы ведем эту работу. Кстати, в космической программе это есть - создание образца метанового двигателя. Я надеюсь, что он найдет свое применение уже в ближайшей перспективе.

Предела конструкторской мысли в ракетном двигателестроении нет?

Игорь Арбузов: Я бы сказал, предела фантазии нет.

А что кажется уж очень фантастическим?

Игорь Арбузов: На мой взгляд, совершенно облегченные конструкции с какими-то источниками энергии, которые позволяют выводить космические аппараты в очень короткие сроки с незначительными затратами. Ведь что такое двигатель? Это возможность перемещения из одной точки в другую. С одной стороны, может показаться, что все открытия в мире в плане физических процессов, которые при этом происходят, уже сделаны. Но в конструкторской мысли никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Как только мы начали жить теми достижениями, которые есть, - все. Мы, как инженеры, можем оказаться несостоятельными.

Прогрессом двигает идея, мечта. Но они должны превращаться в некие конструкции. Конструкции должны проходить соответствующие проверки, и не факт, что каждая из них будет использоваться на практике. Из прогрессивных решений только 15 процентов превращаются в реально работающие конструкции. Но важно, чтобы этот поток идей формировался. И наша задача - стимулировать, создавать условия для инноваций, идей и создания новых конструкций.

Зачем нужен ионный двигатель? Он тоже разрабатывается.

Игорь Арбузов: Это двигатели, которые используются, как правило, для ориентации и поддержания точки стояния космического аппарата на орбите. То есть там, где не нужны усилия высокой тяги. Но в тоже время уже есть примеры, не только у нас, но и за рубежом, когда электроракетный двигатель, к которому относится и ионный, использовался как средство обеспечения довыведения космического аппарата до рабочей орбиты. Это очень перспективное направление. Я думаю, что в ближайшее время оно получит серьезное развитие. Но наиболее эффективен ионный двигатель при дальних космических перелетах, обеспечивая при требуемом уровне тяги минимальное расходование топлива, находящегося на борту космического аппарата. Таким образом, ионные двигатели обладают максимальной экономичностью.

Современные технологии облегчили жизнь конструкторам?

Игорь Арбузов: Технологии цифрового проектирования, виртуальных испытаний, математических моделей предполагают совершенно другие требования к профессии. Если раньше было достаточно знаний физических процессов, владения кульманом и карандашом, то сегодня первая ценность - знание тех технологий, которые позволяют сократить путь от идеи до реального воплощения. И кто владеет ими, тот и имеет наиболее высокое конкурентное преимущество среди остальных производителей. Дистанция от идеи до реального продукта - это фактор конкурентоспособности наряду со стоимостью, надежностью и всеми остальными параметрами.

Разработка сверхтяжелой ракеты и создание двигателя для нее остались в Федеральной космической программе?

Игорь Арбузов : Остались. Но если в первоначальном виде это было запланировано как создание готового продукта, то сейчас это создание элементов конструкции, которые после 2025 года будут взяты за основу для создания сверхтяжелой ракеты.

В России создается холдинг, который объединит предприятия ракетного двигателестроения. Что ожидаем?

Игорь Арбузов: Процесс объединения активов, особенно двигательных, идет во всем мире. Чем продиктовано это решение? У нас чрезвычайно большое количество избыточных мощностей, производство которых крайне неэффективно. Мы всегда были первыми в мире по части двигателей. Честь и хвала нашим конструкторам и разработчикам. Но сегодня в силу накопленных знаний и объема задач требуются очень серьезные изменения в организации конструкторской деятельности. Весь мир живет в формате распределенного проектирования, когда конструкторы, независимо от того, где они сидят, работают над одной общей идеей. Это позволяет оптимизировать затраты и привлекать лучшие кадры.

Примерно 65 процентов аварий космической ракетной техники происходит из-за двигательных установок, поэтому вопросы качества сегодня один из важнейших приоритетов, которые должны решаться, в том числе внутри холдинговой структуры. Наряду с вопросами, связанными с оптимизацией закупочной деятельности, финансовых ресурсов, денежных потоков и оптимального их использования.

В наших космических двигателях есть импортная составляющая?

Игорь Арбузов: Нет. Это вопрос национальной безопасности. У нас нет зависимости ни от бывших республик СССР, ни от поставок из дальнего зарубежья.

Визитная карточка

В 1979 году окончил Пермский политехнический институт по специальности "Оборудование и технология сварочного производства". В 2001 году окончил Академию народного хозяйства по программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства.

С 1979 года работал на пермском предприятии "Протон-ПМ", которое и возглавил в 2006 году.

Действительный член-корреспондент РАЕН. Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. Автор и соавтор многих научно-производственных патентов и изобретений в области технологии изготовления ракетных двигателей.

Лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники (1998, 2008). Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2011).

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Игорь Арбузов: Место «Протона-ПМ» в структуре отрасли не изменилось

Генеральный директор НПО «Энергомаш» - о тенденциях развития ракетной отрасли и месте, которое занимает в современном ракетостроении пермский «Протон-ПМ»

Твитнуть


Игорь Арбузов - действительный член-корреспондент РАЕН, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, автор патентов и изобретений в области технологии изготовления ракетных двигателей, лауреат премии правительства РФ в области науки и техники (в 1998 и 2008 годах). Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» за большой вклад в разработку, создание и производство космической техники. С 2006-го по декабрь 2014 года руководил ОАО «Протон-ПМ», затем был назначен заместителем гендиректора Объединённой ракетно-космической корпорации (ОАО «ОРКК») по развитию производства. С августа 2015 года является генеральным директором АО «НПО Энергомаш», возглавляющего интегрированную структуру по производству ракетных двигателей, в которую входит пермское ПАО «Протон-ПМ».

Игорь Александрович, когда «Протон-ПМ» и НПО «Искра» вошли в состав Объединённой ракетно-космической корпорации, говорилось, что интеграция может дать новый импульс развитию отрасли в целом и «Протону-ПМ» в частности. Оправдались ли эти ожидания?

Объединённая ракетно-космическая корпорация создавалась как инструмент повышения эффективности управления отраслью. Что это означает для предприятий? С одной стороны, для них это возможность быстрого принятия решений - как по финансовым, так и по производственным вопросам. С другой - повысились требования к предприятиям: теперь они вынуждены следовать регламентам, которые установлены сегодня ОРКК и ГК «Роскосмос» в части бюджетного управления и принятия технических решений либо решений, принципиально важных для отрасли.

Можете конкретизировать, в чём условия стали более жёсткими?

Например, сейчас на уровне ОРКК и ГК «Роскосмос» ежегодно принимаются и утверждаются бюджеты каждого из входящих в неё предприятий. Раньше это была прерогатива только совета директоров акционерного общества, а если речь шла о ФГУП, то тема была и вовсе вынесена за пределы обсуждения на предприятии. Сейчас это публичная процедура, происходит синхронизация всех бюджетов в структуре ОРКК и ГК «Роскосмос».

Что касается производственной ко-

операции, то на уровне корпорации решаются вопросы об исключении недозагруженных мощностей и передаче этих объёмов на другие предприятия - создании центров компетенции.

Коснулись ли подобные решения «Протона-ПМ»? Были ли «выключены» какие-то участки?

- «Протона-ПМ» эти решения не коснулись, поскольку у него достаточно высокая загрузка практически по всем технологическим переделам. Тем не менее рассматриваются вопросы дозагрузки некоторых его цехов.

В частности, литейный цех «Протона-ПМ» сегодня самый современный в отрасли. Его полная модернизация проводилась с 2006 года в течение семи-восьми лет. И сегодня есть намерения передать «Протону-ПМ» изготовление литых заготовок с других предприятий.


Говорилось о создании интегрированной структуры ракетного двигателестроения, в которую включены АО «НПО Энергомаш», Конструкторское бюро химавтоматики (АО «КБХА», Воронеж) и ПАО «Протон-ПМ»...

Такая структура уже существует. Она создана в 2015 году, полномочия единоличного исполнительного органа были переданы от ПАО «Протон-ПМ» и АО «КБХА» в АО «НПО Энергомаш». Таким образом, АО «НПО Энергомаш» стало управляющей организацией для этих двух предприятий и реализует в отношении них техническую, финансовую и технологическую политику.

То есть уже сформировано ядро будущей интегрированной структуры ракетного двигателестроения. Создание интегрированной структуры позволит оптимизировать разработку и производство ракетных двигателей, создать общие базы конструкторских решений, новых технологий и изобретений, а также объединить ресурсы и компетенции для выхода на новые рынки.

Какие продукты будет выпускать интегрированная структура?

Предприятия интегрированной структуры продолжат разрабатывать и производить двигатели из имеющегося модельного ряда для отечественных и зарубежных заказчиков. В производственной деятельности мы в первую очередь сконцентрированы на совершенствовании уже разработанных конструкций: повышении их качества и надёжности, снижении стоимости. Очень важный вопрос связан со снижением стоимости двигателей, внедрением конструкций, которые способствуют оптимизации их цены.

Одна из целей интеграции - объединение конструкторских бюро для создания новых продуктов, чтобы все знания, которые накоплены в разных КБ, работали на повышение эффективности российского ракетостроения для создания новых образцов и, соответственно, на создание более совершенных конструкций. АО «НПО Энергомаш» и АО «КБХА» уже объединяет общий проект - создание метанового двигателя.

ПАО «Протон-ПМ» вошло в интегрированную структуру, потому что оно является серийным производителем?

- «Протон-ПМ» вошёл в неё потому, что сегодня всё, что изготавливает предприятие, большей частью разработано в АО «НПО Энергомаш». Кроме того, «Энергомаш» обеспечивает конструкторское сопровождение.

Вы были генеральным директором компании «Протон-ПМ» многие годы. Не могли бы вы сказать, как менялась роль этого предприятия в российском ракетостроении? Можно ли сказать, что «Протон-ПМ» «ушёл в тень» по сравнению с другими предприятиями?

Не соглашусь, место «Протона-ПМ» в структуре отрасли не изменилось. И не думаю, что смена руководителя может как-то повлиять на это.

На ваших глазах менялась структура и кооперации по производству ракет в России. Не могли бы вы рассказать об этом процессе?

Говорить об этом как о завершённом процессе пока преждевременно. За последние два-три года этот процесс стал более актуальным, интенсифицировались процессы создания центров компетенции, оптимизации мощностей. Причина тому - снижение объёмов производства в ракетостроении. Почему? Вспомним историю: 1960-1970-е годы были в большой степени временем политического соревнования, гонки вооружений. Объём знаний тогда был существенно ниже, чем сейчас, поэтому требовалось большое количество исследовательских лабораторий, стендовых баз и пр.

Сегодня опыт и знания накоплены. Идёт процесс внедрения цифровых технологий, поэтому многие процессы пересматриваются и оптимизируются.

Означает ли это, что исследовательская часть будет сокращаться?

Конечно, нет! Исследования как проводились, так и будут проводиться, но с развитием технологий меняется подход. Например, исследовательская часть из области натурных экспериментов постепенно переходит в область виртуальных испытаний, используются компьютерные технологии. А это, в свою очередь, сокращает необходимость в содержании масштабных стендовых баз.


Сегодня говорилось об освоении Марса, Луны. Будет ли задействован «Протон-ПМ» в этих программах?

- «Протон-ПМ» будет задействован в любых космических программах, где это необходимо и где будут востребованы его компетенции. Сегодня он - активный участник создания таких средств выведения, как «Протон», «Ангара».

Несколько лет назад аналитики говорили о том, что ракета-носитель «Протон» будет активно использоваться только до 2017 года, а потом ей на смену придёт «Ангара».

Это действительно так, однако прогнозы постепенно сдвигаются «вправо». И уже сегодня очевидно, что это точно не 2017 год.

Более того, с учётом создания модифицированных вариантов Proton Medium и Proton Light для коммерческого использования эксплуатация «Протона» продлится. По сегодняшним оценкам, как минимум до 2024-2025 годов.

В чём различие «Ангары» и «Протона» - по характеристикам, стоимости?

- «Ангара» является принципиально новым техническим решением. Это модульная конструкция, которая может трансформироваться в ракету лёгкого, среднего и тяжёлого класса. В этом её главное преимущество. «Протон» же проектировался в расчёте на одну нишу.

Пока открытым является вопрос стоимости «Ангары». Сегодня правительством поставлена задача добиться того, чтобы стоимость «Ангары» не превышала, а даже была ниже стоимости «Протона». Возможности снижения её стоимости на сегодняшний день - задача комплексная, включающая в себя совершенствование технологии и создание современного производства, которое позволит существенно сократить внутренние издержки предприятия и снизить накладные расходы.

Что делается в рамках интегрированной структуры для оптимизации стоимости РН «Ангара»?

Для реализации этой задачи применяются самые современные инструменты: идёт внедрение системы управления жизненным циклом продукта, применяется производственная система госкорпорации «Роскосмос». Мы рассчитываем, что благодаря такому комплексному подходу уже в ближайшее время внутренние расходы будут существенно сокращены.

Вместе с тем мы проводим комплекс обучающих семинаров для наших специалистов, на которых показываем, как современное бережливое производство способно снизить трудоёмкость большинства рабочих процессов и сократить цикл производства.

Какие конкретно ступени, детали «Ангары» сейчас производит «Протон-ПМ»?

- «Протон-ПМ» освоил производство группы агрегатов, газогенераторов насос-

ной системы, системы подачи компонентов топлива. Но в целом стоит задача освоить турбонасосный агрегат в комплексе и дальше уже двигаться по пути освоения полноразмерного двигателя РД-191. Сегодня «Протон-ПМ» выполняет порядка 30% общего объёма работ по производству двигателя.

- «Протон-ПМ» является головным предприятием технополиса «Новый Звёздный». Насколько необходимо предприятию участие в кластере?

Кластер «Новый Звёздный» - это сопутствующий проект. Изначально он задумывался как проект, который будет сопровождать технологическое развитие. Среда вокруг предприятия должна синхронно развиваться, чтобы не было диссонанса «недотягивающей» окружающей действительности с уровнем его сотрудников.

«Новый Звёздный» - проект, который и должен был развивать социальную, образовательную, инновационную сферы. Предполагалось, что с учётом инициатив по созданию инновационных территориальных кластеров, которые были у правительства (это была пилотная программа, в которую попал «Новый Звёздный»), кластер будет финансироваться на протяжении целого ряда лет.

К сожалению, сейчас существенно снизились объёмы финансирования. На этот год вообще пока нет никакого решения о финансировании кластеров в РФ.

На самом деле федеральное финансирование «Звёздного» и было достаточно скромным - что-то около 150 млн рублей...

Да, этого мало. Проект оценивался в 5 млрд, но сегодня госпрограмма существенно сокращена - и по объёмам финансирования, и по срокам. И речь идёт не только о «Новом Звёздном», но и в целом обо всех кластерах.

Выходит, развитие кластера затормозилось?

- «Новый Звёздный» продолжает развиваться, но в большей степени за счёт усилий предприятий, краевой и городской администраций.

Всё ли хорошо с дуальным образованием? Строится ли профильная школа?

Со школой всё хорошо, и в этом направлении продвинулись дальше, чем в других. Разработан проект, создана часть лабораторий. Должна уже строиться первая очередь здания.

Что касается жилищного строительства, то разработан и утверждён план застройки, однако дальше его уже нужно передавать бизнесу, строительным компаниям.

Недавно «Протон-ПМ» заявил о себе как производитель металло-

обрабатывающих центров.

Это проект, который является инструментом диверсификации производства и отчасти импортозамещения. То, что «Протон-ПМ» взялся за это, наверное, хорошо. Одна из причин - снижение рисков финансовой устойчивости предприятия. Для его деятельности это тоже оказалось полезным, так как сегодня эти станки применяются в том числе и на «Протоне-ПМ».

Планирует ли «Протон-ПМ» открывать другие производства с целью диверсификации?

Сегодня стоит задача наращивания и производства новых продуктов, которые являются частью проектов по энергетике, транспортированию газа, нефти. «Протон-ПМ» оказывает предприятиям Пермского моторостроительного комплекса услуги по серийному изготовлению деталей и сборочных единиц, а также по проведению испытаний ГТЭС. Это то, в чём предприятие сего-

дня сильно, оно предлагает эти продукты на рынке.

Какие задачи стоят сегодня перед руководством «Протона-ПМ» в рамках интегрированной структуры?

Главные задачи, которые стоят сего-

дня перед предприятием, - это повышение эффективности, снижение долговой нагрузки и затрат, выполнение госзаказа. Кроме того, есть задачи развития и производства сопутствующих продуктов, то есть диверсификация бизнеса. В целом традиционный для предприятия набор вопросов.

error: