На смертельной глубине. Биография Академик игорь спасский

Спасский Игорь Дмитриевич – советский российский учёный, специалист в области организации проектирования и строительства подводных лодок, главный конструктор Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Министерства судостроительной промышленности СССР, доктор технических наук.

Родился 2 августа 1926 года в городе Богородск (ныне – Ногинск) Московской области в семье служащего. Русский.

Окончил в 1949 году паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. С 1949 года - в Военно-Морском флоте СССР. С октября 1949 года служил на строящемся крейсере «Фрунзе» в городе Николаев. В 1950 году инженер-лейтенант И.Д.Спасский был откомандирован на работу в судостроительную промышленность с оставлением в кадрах ВМФ (уволен в запас в 1955 году по сокращению Вооружённых Сил в звании "старший лейтенант-инженер).

С 1950 года работал в СКБ-143 (ныне – ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), участвовал в создании опытной подводной лодки с парогазовой турбинной установкой. С 1953 года работал в Центральном КБ-18: инженер-конструктор, с 1954 - начальник сектора, с 1956 - заместитель главного конструктора атомной подводной лодки. С 1968 года – главным инженером, в 1974 году возглавил Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (КБ-18; ныне – ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), сначала как главный конструктор, а с 1983 года – генеральный конструктор. На этом посту он находился до конца 2006 года.

Основополагающий вклад И.Д.Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала СССР и России, базирующейся на подводных лодках Военно-Морского Флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определён оптимальный объём автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д.Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подводных лодок, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1978 года главному конструктору Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Спасскому Игорю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В период с 1950 по 2006 год он участвовал в создании четырёх поколений подводных лодок. В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных), которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов. Он был главой ЦКБ, разработавшего атомную подводную лодку К-141 «Курск», последнюю субмарину класса «Антей», поступившей на вооружение ВМФ России. 12 августа 2000 года на борту подводной лодки произошёл взрыв торпеды, и она затонула. Большая часть экипажа погибла во время взрыва, но некоторые моряки выжили и прожили ещё несколько дней в девятом, хвостовом отсеке корабля. Спасательные работы потерпели неудачу. К тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были давно мертвы. Во время спасательной операции И.Д.Спасский контролировал работы по разрезанию и поднятию лодки.

И.Д.Спасский умело сочетал научно-организационную и общественную работу. Он был председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ «Рубин», заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета безопасности РФ. Он был научным руководителем сборника «История отечественного кораблестроения» в 5 томах и научно-исторического справочника «Русские подводные лодки» в 3 томах, членом главной редакции серии справочника «История создания и развития ОПК России и СССР (1900-1963)».

Избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, народным депутатом СССР в 1989-1991 годах.

Живёт в Санкт-Петербурге.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (6.04.1970, 23.01.1978), орденами Октябрьской Революции (1.08.1986), Трудового Красного Знамени (28.04.1963), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й (2002) и 3-й степени, Почёта (29.12.2010), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (26.10.1955), Почётной грамотой Правительства РФ (2001).

Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1983) и РФ (2007). Награждён золотой медалью имени А.П.Александрова РАН (2013, за основополагающий вклад в развитие атомного флота России).

Академик Академии наук СССР (1987). Доктор технических наук (1978). Профессор (1984). Член Межведомственного научного совета по судостроению Российской Академии наук.

Народный депутат СССР (1989-1991).

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (22.05.2002).

Сочинения:
«Пять красок времени» (2001).

С 1953 г. деятельность Игоря Спасского неразрывно связана с ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин"). Участвуя в работах по созданию атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений, он прошел по всем ступеням конструкторских должностей от конструктора до главного инженера конструкторского бюро.

В 1974 г. Спасский возглавил Центральное конструкторское бюро "Рубин" сначала как главный, а с 1983 г. - как генеральный конструктор предприятия.

Спасский разработал ряд фундаментальных технических направлений, обеспечивающих эффективность и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок. Вклад Спасского в науку и технику реализован в строительстве почти 200 атомных и дизель-электрических подводных лодок различных проектов.

Позиция Спасского определила в свое время сохранение в составе ВМФ дизель-электрических подводных лодок и создание целого семейства малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, которые пользуются стабильным спросом на мировом рынке вооружений.

Под руководством Спасского узкоспециализированное конструкторское бюро превратилось в современное многопрофильное предприятие. При нем ЦКБ МТ "Рубин" начало проектировать морскую технику для освоения шельфа.

С 2007 г. Спасский отошел от административной работы и сосредоточился на проблемах создания передовой военно-морской техники. В настоящее время академик Спасский является научным руководителем работ по специальной тематике ОАО "ЦКБ МТ "Рубин".

Доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), в 1987 г. Игорь Спасский стал действительным членом Академии наук (АН СССР - РАН).

Деятельность Спасского неразрывно связана с Санкт-Петербургом. При его самом непосредственном участии:

Воссозданы музей-квартира А.С.Пушкина и Литературное кафе (Вольф и Беранже),
- выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора,
- проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII века в Старой Ладоге,
- созданы современные высококлассные международные деловые центры на Невском проспекте и Обводном канале; первый в России океанариум.

Петербург украсили музей-памятник "Подводная лодка "Д-2" - филиал ЦВММ, памятники "Слава Российскому флоту", "От "Дельфина" до "Тайфуна", разработкой проектов и созданием которых руководил Спасский. По его инициативе оказывается постоянная адресная помощь ряду культурных центров, детским, медицинским и спортивным учреждениям. Академик Игорь Спасский, член Общественного Совета города, удостоен высшего знака признания петербуржцев - звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга" (2002 г.).

Деятельность Спасского отмечена присуждением Ленинской премии (1965 г.), Государственной премии СССР (1983 г.), Государственной премии РФ (2007 г.), присвоением звания Героя Социалистического Труда (1978 г.). Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" II степени, "Знак Почета", медалями, многочисленными орденами и высшими знаками различных отраслевых и общественных организаций, Русской православной церкви.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(1926-08-02 ) (92 года)

И́горь Дми́триевич Спа́сский (родился 2 августа 1926 года , Ногинск) - советский и российский учёный, инженер , генеральный конструктор около 200 советских и российских субмарин и бывший глава ЦКБ МТ «Рубин» , предприниматель. Герой Социалистического Труда . Лауреат Ленинской премии. Академик РАН (до 1992 года - академик АН СССР).

Биография [ | ]

СССР [ | ]

Другим важным проектом «Рубина» был «Морской старт », плавучий космодром , созданный из переделанной нефтяной платформы. Так как космодром расположен в экваториальной части Тихого океана , где имеются оптимальные условия для запуска ракет-носителей (можно максимально эффективно использовать инерцию вращения Земли), запуски с него почти в десять раз дешевле, чем предлагаемые НАСА . Спасский был главным конструктором морской части проекта.

Помимо этого, Спасский руководил такими экзотическими проектами, как строительство грузовой подлодки для круглогодичных операций в Северном Ледовитом океане и морская ледостойкая платформа для добычи нефти с океанского шельфа, а также более скромные проекты вроде модернизации городских трамваев. Также он стал генеральным директором консорциума (в него входят ЦКБ «Рубин», Адмиралтейские верфи и несколько других судостроительных предприятий), строящего неядерные субмарины для российских ВМС (например дизель-электрические субмарины проекта 677 «Лада») и на экспорт - для Индии, Польши и некоторых других стран (например, подлодки «Амур» или «Садко» - так называемые «туристические субмарины»).

Губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Собчак шутливо называл Спасского «Героем Капиталистического Труда», имея в виду успешность «Рубина» в условиях рыночной экономики.

Часть вырученных средств Спасский тратил на благотворительность: реконструкцию Николо-Богоявленского собора в Петербурге и церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге , постройку памятника к 300-летию русского флота, празднование столетия Русского музея и многие другие проекты. За филантропическую деятельность Русская православная церковь наградила его «орденом святого благоверного князя Даниила Московского ».

АПЛ «Курск» [ | ]

Спасский был главой ЦКБ «Рубин», разработавшего АПЛ Курск , последнюю субмарину класса «Антей» , поступившей на вооружение ВМФ России .

12 августа 2000 года во время учений Северного флота подлодка затонула. В результате проведённого в последующем расследования было установлено, что в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4 АПЛ Курск. Таким образом, подлодка получила первоначальное повреждение из-за взрыва собственной торпеды, который привёл к последующему взрыву других торпед. Причиной первого взрыва стала утечка компонентов топлива (пероксид водорода) двигателя торпеды. Бо́льшая часть экипажа погибла сразу же, но некоторые моряки выжили и прожили ещё несколько дней в девятом, кормовом отсеке корабля. Спасательные работы, замедленные бюрократическими проволочками, потерпели неудачу. Лишь 20 августа к спасательным работам было привлечено норвежское спасательное судно «Seaway Eagle». 21 августа , к моменту, когда пришедшие на помощь норвежские водолазы добрались до кормового отсека и вскрыли его, российские подводники были уже мертвы.

Во время спасательной операции Спасский был консультантом, и некоторые журналисты утверждают, что именно он несёт ответственность за неэффективные действия военных спасателей в первые дни после взрыва. Также пресса обвиняла ЦКБ «Рубин» в недостатках конструкции, приведших к гибели экипажа. Некоторые журналисты, например Елена Милашина из «Новой газеты » , задавались вопросом, почему большая часть происшествий на российских атомных субмаринах в последние годы произошла именно на подлодках, спроектированных ЦКБ «Рубин». В открытом письме «Новой газете» вице-президент компании Александр Завалишин и генеральный конструктор атомных подлодок Игорь Баранов ответили, что ни один корабль не может выдержать одновременной детонации торпед, каждая из которых предназначена для уничтожения военных кораблей, и «Курск» не был исключением. Они также отметили, что более чем три четверти российских атомных подлодок спроектированы «Рубином», и если взять процентное соотношение, то оно никак не отражает особую аварийность их подлодок. Следователи, разбиравшие катастрофу «Курска», заявили, что автоматическая система заглушения ядерного реактора сработала своевременно и спасла Баренцево море от ядерной катастрофы.

Когда было объявлено о планах поднятия подлодки с грунта, поступило более 500 предложений по их осуществлению. Правительство выбрало план бюро «Рубин». Разрушенная и целая части подлодки были разделены, после чего целая часть была поднята на поверхность и отбуксированы на ремонтную верфь в Росляково (посёлок недалеко от

Известные личности, о которых пишут и говорят, всегда вызывают большой интерес у публики. Это понятно, ведь мало кто захочет выставлять напоказ все моменты своей жизни, но вот понаблюдать и обсудить частную жизнь кого-то другого всегда интересно. И речь сейчас не о слухах, а о том, что на примере историй других людей можно учиться и делать выводы. В статье рассмотрим биографию ученого Игоря Спасского, который однозначно заслуживает того, чтобы у него поучиться.

Учеба

Спасский Игорь Дмитриевич обучался в Военно-морском инженерном училище им. Ф. Дзержинского, которую успешно закончил в 1949 году. После этого он какое-то время работал инженером на крейсере «Фрунзе», который как раз строился.

В 1950 году он уже был задействован в различных проектах по разработке подводных лодок. Сначала работал в Санкт-Петербургском морском бюро «Малахит». С 1953 года уже работал ЦКБ-18 (ЦКБ «Рубин»). Спустя три года Спасский Игорь Дмитриевич уже стал заместителем главного инженера, а в 1968 году его назначили главным инженером. Наконец, в 1974 году герой нашей статьи стал полноправным начальником ЦКБ «Рубин». Одновременно с этим он работал здесь же главным конструктором и возглавлял соответствующее бюро.

Проекты

Генеральный конструктор Спасский имел ведущую роль в разработке всех подводных лодок, которым занималось бюро «Рубин». Он руководил построением атомных подводных крейсеров, которые имели военное стратегическое назначение. Сред них надо отметить проект 941 «Акула», проект «Дельфин», проект «Кальмар». Также Игорь Дмитриевич руководил сооружением атомных ракетных подводных крейсеров (проекты «Гранит» и «Антей»).

Естественно, что мы перечислили только самые яркие проекты, но кроме них было множество других, которые курировал Спасский Игорь Дмитриевич. Биография его неразрывно связана с карьерой, которой он уделял очень много внимания, которой жил. По всем его проектам в общей сумме было построено 187 субмарин, из которых 96 были ядерными, и 91 - дизель-элестрическими. Именно они были фундаментом российского и советского флота на протяжении самых напряженных периодов.

Кроме практики, академик Спасский Игорь Дмитриевич интересовался и теорией. Его перу принадлежит несколько серьезных научных работ, посвященных теоретической части устройства подводных лодок и особенностям их строительства.

В 1973 году Игорь Дмитриевич уже был кандидатом технических наук, а через 5 лет - доктором. В 1984 году Спасский стал членом-корреспондентом Академии наук СССР и профессором. В Академии наук был специалистом по механике и процессам управления. С 1987 года является действительным членом Академии наук.

Новый старт

После того как началась перестройка, повлекшая за собой распад Советского Союза, спрос на атомные подводные лодки резко упал. Однако это никак не повлияло на ученого, поскольку он и дальше продолжал активную и плодотворную работу над атомными субмаринами. Несмотря на то что предложений могло больше не поступать, мужчина разрабатывал проект новой подводной лодки под названием «Юрий Долгорукий», которая была заложена в 1996 году. При этом Игорь Дмитриевич был реалистом и понимал опасность сложившегося положения. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, он решил расширить сферу деятельности своего бюро. Так, он предложил своим сотрудникам заняться разработкой и постройкой не только лодок, но и нефтяных платформ, которые к тому времени были уже более востребованы. Ученый сумел заключить выгодный контракт с фирмой Halliburton. По сегодняшний день разработанные Спасским нефтяные платформы активно используются для добычи нефти в районе Охотского моря и на Сахалине.

Важный проект

Один из самых важных проектов Спасского - «Морской старт». Планировалась разработка плавучего космодрома. В итоге он таки был сделан из модифицированной нефтяной платформы. Космодром расположили в наиболее подходящем месте - экваториальной части Тихого океана. Именно здесь были наилучшие условия для того, чтобы запускать ракеты-носители таким образом, чтобы максимально задействовать инерцию вращения Земли. Также стоит понимать, что запуск ракет отсюда был в 10 раз дешевле, чем запуск на территории, которую предлагали в НАСА. Спасский Игорь Дмитриевич по-прежнему был главным конструктором по морской части и руководил проектом.

Экзотика

Кроме стандартных проектов, ученый занимался необычными проектам. Его пригласили заниматься разработкой проекта грузовой подлодки, которая должна была круглогодично быть готовой для выполнения различных операций в Северном Ледовитом океане. Кроме этого, он занимался строительством морской ледостойкой платформы, которая позволила бы добывать нефть с океанского шельфа. Несмотря на то что герой нашей статье курировал очень важные и оригинальные проекты, он занимался и простыми делами вроде модернизации трамваев.

Большим достижением для него стало избрание генеральным директором консорциума, который занимался строительством субмарин для российских ВМС. Субмарины не имели военного назначения, были безъядерные. В консорциум входили ЦКБ «Рубин», предприятие Адмиралтейские верфи и другие судостроительные компании. Кроме работы на благо государства, также создавалась техника для экспорта в Индию, Польшу и другие страны.

Семья

Жена и дети у Спасского Игоря Дмитриевича есть, хотя о них мало что известно. Людмила Петровна - жена ученого - с детства жила в Питере, где она пережила весь период блокады.

У мужчины есть сын и дочь, которые проживают в Санкт-Петербурге. Дети Спасского Игоря Дмитриевича - непубличные люди, о которых журналистам ничего не известно.

«Курск»

Чем ещё занимался герой статьи? Спасский Игорь Дмитриевич, фото которого есть в статье, разработал АПЛ «Курск». Это была последняя субмарина класса «Антей», которую получили ВМФ РФ.

В августе 2000 года затонула во время Причиной затопления является взрыв одной из торпед, который повлек за собой дальнейшие взрывы элементом лодки. Торпеда взорвалась из-за того, что из двигателя была утечка топлива. Во время аварии множество людей погибло, но некоторым морякам удалось выжить, и они какое-то время прожили в кормовом отсеке. Спасательные работы были неэффективны из-за бюрократических задержек. Когда спасатели, наконец, добрались до лодки, все члены экипажа уже были мертвы.

На спасательных операциях Спасский выступал консультантом. В некоторых СМИ писали, что именно он должен нести всю ответственность за то, что помощь не прибыла вовремя. Также были нарекания на саму конструкцию лодки. Однако следователи, проводившие изучение дела, указали на то, что система заглушки ядерного реактора сработала очень точно и быстро, благодаря чему удалось избежать глобальной катастрофы в Баренцевом море.

Поднятием лодки с глубин занималось бюро «Рубин». Целые части лодки отбуксировали на ремонтную верфь. Совместно со Спасским операцией руководила дополнительная международная компания.

Советский и российский учёный, инженер, генеральный конструктор около 200 советских и российских субмарин и бывший глава ЦКБ «Рубин», предприниматель. Герой Социалистического Труда.

«Биография»

СССР

В 1949 году Спасский окончил паросиловой факультет Военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского, после чего некоторое время был инженером на строящемся крейсере «Фрунзе».

«Компании»

ЦКБ «Рубин»,

«Новости»

РАН присудила золотые медали за вклад в развитие атомной энергетики России

Золотая медаль имени Александрова присуждается за выдающиеся научные работы, открытия и изобретения, серии научных работ в области атомной науки и техники. Эту награду в свое время получили знаменитые специалисты Николай Хлопкин, Ашот Саркисов, Игорь Спасский.

На смертельной глубине

Его жизнь — как инженера, ученого, руководителя большого конструкторского бюро — неразрывна с городом на Неве, где он теперь Почетный гражданин. Но родился Игорь Спасский совсем не в Петербурге, а в подмосковном Ногинске — 2 августа 1926 года, когда сам этот город именовался Богородск. Много лет спустя академик Владимир Фортов, нынешний президент РАН, с удивлением обнаружит, что и он сам, и будущий конструктор атомных субмарин появились на свет в одном и том же Глуховском роддоме. Только с разницей в двадцать лет.

Академик Игорь СПАССКИЙ: Гибель «Курска» — до сих пор свежая рана

Мы встретились с академиком, Героем социалистического труда, почетным гражданином Петербурга Игорем Спасским, накануне юбилея — сегодня, 2 августа, Игорю Дмитриевичу исполнилось 90 лет. Юбиляр пригласил нас в гости в Шалово – тихую деревеньку в 130 километрах от Северной столицы. Прежде чем начать разговор, хозяин проводит для нас экскурсию по участку. Зелень, цветы, яблони… На углу стоит миниатюрная кирпичная баня.

Изобретатель № 1. Как Игорь Спасский стал легендой в мире подводных лодок

2 августа 1926 года родился Игорь Спасский, легендарный конструктор подводных лодок и многолетний генеральный директор ЦКБ «Рубин». Благодаря этому изобретателю был создан стратегический подводный флот России.

error: