Нравственные требования предъявляемые к юристу презентация. Презентация на тему: Адвокатская этика

(право, 11 класс,

профильный уровень)

Урок № 64-65

Особенности профессиональной юридической деятельности.

Д.З.: § 30, ч.2, повторить § 1-29

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Изучить особенности профессиональной юридической деятельности.
  • Развивать критическое мышление учащихся, речь, умение выражать мысли, коммуникативные способности.
  • Содействовать правовому воспитанию.

Универсальные учебные действия

знать/понимать: основные особенности юридической профессии;

уметь характеризовать: право как элемент культуры общества;

объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений


Понятия, идеи

  • следователь, прокурор, адвокат, судья, юрисконсульт предприятия (организации), нотариус;
  • профессиональная этика юриста; юридическая психология

Изучение нового материала

  • Профессиональная этика юриста .

Юрист в ответе за человеческие судьбы. Какими качествами надо обладать, чтобы соответствовать требованиям квалификации «юрист»?


Особенности предмета профессиональной этики юристов, сотрудников правоохранительных органов проявляются в специфике нравственных проблем их профессиональной деятельности. Профессиональная этика юриста призвана :

  • сформировать основы профессионального отношения к избранной специальности;
  • определить понятие и содержание профессиональной чести и профессионального долга;
  • раскрыть нравственные основы осуществления будущей практической деятельности;
  • выработать определенный иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.

Особенности профессиональной этики юристов

Для более глубокого понимания профессиональной этики юристов важно уяснить , во-первых, кодексы поведения, предписывающие должный тип нравственных отношений между людьми, которые задействованы в этой профессиональной деятельности. Во вторых, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, позволяющей выбирать собственную линию поведения в процессе выполнения своего профессионального долга. В третьих, необходимо, чтобы разбираться в себе и других, чтобы видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать свою свободу.


Особенности профессиональной этики юристов

предмет профессиональной этики юриста определяет специфическую направленность данной учебной дисциплины, призванной:

  • развить интерес к этому виду деятельности как к правовой профессии широкой направленности;
  • определить понятие и содержание профессиональной чести , раскрыть нравственные основы будущей профессиональной деятельности;
  • выработать иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного общения с теми, кто преступил закон.

Все это в комплексе вырабатывает умения и навыки соблюдения служебного этикета в конкретных ситуациях служебной и внеслужебной деятельности.


Юридическая деятельность

Профессия юриста - это особый вид занятий имеющих специальную подготовку людей, как правило, осуществляемый на возмездной основе в соответствии с принятыми профессиональными стандартами. Профессиональная деятельность охватывает как профессиональную работу, выполнение обязанностей, так и профессиональное поведение, что связано либо с пребыванием на определенной должности, либо с исполнением соответствующего поручения.

виды юридической деятельности

организационная

социальная

удостоверительная

реконструктивная

коммуникативная

поисковая


Особенности профессиональной деятельности юриста

массовость и престижность труда

особая ответственность и правовая регламентация

конфликтность

особенности профессии юриста

властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц

интеллектуальная привлекательность, нестандартный характер труда

коллективность труда

процессуальная самостоятельность


Основные особенности, задающие специфику труда юриста

  • Жесткая правовая регламентация профессиональной деятельности и принимаемых решений.
  • Властный, обязательный характер профессиональных полномочий
  • Экстремальный характер профессиональной деятельности
  • Творческий, нестандартный характер профессиональной деятельности, разнообразие решаемых задач
  • Процессуальная самостоятельность и высокая персональная ответственность за свои действия и принимаемые решения

Особенности познавательных процессов в юридической деятельности

Особенности познавательных процессов

Негативный характер процесса познания в виде результата преступления

Ретроспективный характер процесса познания

Строгая законодательная регламентация процесса познания

Дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации

Доказательно-удостоверительный характер процесса познания

Мыслительное моделирование событий прошлого

Эмоциональный фон, воздействие стресс-факторов

Принудительный характер применяемых методов познания

Противодействие заинтересованных лиц процессу познания


Профессиональная деформация

Развитию профессиональной деформации способствуют

группа факторов социально-психологического свойства

факторы, связанные с личностными особенностями сотрудников

факторы, обусловленные спецификой деятельности

Нормативный характер деятельности

Повышенная ответственность

Экстремальный характер многих видов деятельности

Властные полномочия

Психические и физические перегрузки

Особый объект профессиональной деятельности

Особенности организации деятельности

корпоративность


Важные нервно-психические качества профессии юриста

  • Сензитивность – повышенная нервно-психическая чувствительность к внешним воздействиям
  • Оптимальное соотношение реактивности и активности
  • Эмоциональная устойчивость
  • Пластичность психических процессов
  • Пониженный уровень тревожности
  • Резистентность – сопротивляемость внешним и внутренним условим, препятствующим осуществлению начатой деятельности
  • Толерантность – устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям

Профессионально развитые психологические качества юриста

Профессиональная наблюдательность, внимательность, память

Профессиональные ощущения

повышенная чувствительность к профессионально важным признакам

Профессиональные восприятия

зрительные, слуховые, обонятельные и др.

Профессиональные представления

развитая способность хорошо в уме предстоящие действия, мысленно проигрывать планируемую ситуацию

социальное, юридическое, следственное, оперативное, психологическое, тактическое

Профессиональное мышление

способность к перевоплощению ролевому поведению

Профессиональный артистизм

Профессиональная бдительность, готовность к неожиданному


Морально-психологические качества юриста

Ответственность, трудолюбие, добросовестность, активность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, деловитость

Общетрудовые

Обостренное отношение к справедливости, истине и правде, личная правопослушность, принципиальность, неподкупность, преданность долгу

Профессионально-

трудовые

Вежливость, тактичность, этичность, готовность прийти на помощь, честность, гуманность, уважение права другого человека на свое мнение, демократичность

Человеческие

Самокритичность, самооценка, требовательность к себе, совестливость, скромность, отношение к самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию

Самооценочные


Профессиональное общение юриста

Наличие множественных целей в каждом акте общения

Специфичность поводов для вступление в общение

Специфика

профессионального

общения

Конфликтный характер общения

Формализация общения

Специфика психических состояний участников общения

Особое значение психологического контакта

Поведение людей

Техника юридического труда

тексты

Работа с законодательством:

понимание права, поиск необходимых нормативных актов, систематизация нормативной базы

Технология изучения документов

- о пределение целей чтения и выбор поисковой ориентации;

  • вычленение смысловых блоков (состав сообщения);
  • выявление источников информации (смысл, значение, происхождение);
  • фиксации информации;
  • составление резюме или ответа

Работа с фиксированной информации:

  • поиск источников (неопубликованных, непубликуемых);
  • отбор источников по относимости к задачам;
  • оценка состояния;
  • анализ и переработка;
  • использование полученной информации.

информация

Рабочие техники

Работа юриста с участниками правового оборота:

  • по объекту воздействия (неопределенная, меняющаяся, постоянная группа лиц);
  • длительности (разовые, повторные, систематические);
  • содержанию (право в целом, отдельные отрасли, комплексные проблемы)

Межличностные коммуникации юриста:

- язык, знаковые системы, общий понятийный аппарат;

  • стратегия, тактика, манера поведения (убеждение, внушение, подбор и дозировка аргументов);
  • выбор времени, места и подходящих условий

Техника проведения бесед:

  • установление контакта;
  • фиксация позиции адресата;
  • оппонирование;
  • достижение общего вывода

коммуникация


Контрольные вопросы

  • В чём особенности профессиональной этики юристов?
  • Какие виды юридической деятельности вы знаете?
  • Каковы особенности профессии «юрист»?
  • В чём угрозы профессиональной деформации?
  • Каковы профессионально-психологические качества юриста?
  • В чём особенности общения юриста?
  • В чём проявляются сложности юридического труда?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература:

  • Право: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Е.А.Лукашева, А.И.Матвеев и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013
  • Баранов П. А., Шевченко С. В.: Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ, Астрель, 2009
  • Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. - М.: ACT: Астрель, 2009.
  • Альбом схем: Учебное пособие / Под ред. профессора И.А. Еремичева. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 223 с. - (Серия «Высшее образование»).
  • Веснина С.Н., Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, http://900igr.net/zip/psikhologija/JUridicheskaja-psikhologija.html

Источники иллюстраций для оформления шаблона:

  • http:// anticrisis.ucoz.ru /CB012045.JPG
  • http:// shkolazhizni.ru / img / content /i47/47352_or.jpg

Этика

Этика – философская дисциплина,
предметом изучения которой является
мораль.
Во многих языках с моралью связывают
такие понятия, как:
«ПОРЯДОК»
«ПУТЬ»

Профессиональная этика

Конкретизирует, детализирует требования
нравственности применительно к условиям
той или иной профессии.
Обусловлена особенностями данного вида
деятельности.
Платон в диалоге «Государство»» отмечал:
«Те, кто непосредственно воздействует на
души подрастающего поколения, не должны
увлекаться изображением безнравственного
и безобразного, а акцентировать внимание
молодых людей на положительных образах,
примерах». Кодексы поведения, предписывающие
определенный тип нравственных
взаимоотношений между людьми, которые
представляются оптимальными с точки
зрения выполнения ими своей

Способы обоснования данных кодексов,
социально-философское истолкование
культурно-гуманистического назаначения
данной профессии.

Профессиональная этика изучает

Отношения трудовых коллективов и каждого
специалиста в отдельности к обществу;
Нравственные качества специалиста,
обеспечивающие выполнение профессионального
долга;
Специфику нравственных отношений между
специалистами и людьми (гражданами),
являющимися непосредственным объектом их
деятельности:
Взаимоотношения внутри профессиональных
коллективов и нормы, определяющие эти отношения;
Профессиональную деятельность как нравственное
качество личности.

Профессиональная специфика

К некоторым видам профессиональной
деятельности общество предъявляет
повышенные моральные требования.
Особое внимание уделяется
моральным качествам тех профессий,
которые связаны с правом
распоряжаться жизнью людей,
некоторых профессий сферы услуг,
здравоохранения, воспитания и др.

Профессиональная специфика

Профессиональная деятельность в таких
сферах не поддается 100% регламентации,
не умещается в рамках служебных
инструкций, шаблонов.
Особенностью подобных профессий
является «вторжение» во внутренний мир
человека, что усиливает степень
ответственности профессионала.
Часто подобные профессии носят творческий
характер, предполагают спонтанность
поведения при всей его
регламентированности.

Основные понятия профессиональной этики

Профессиональный долг – исходное понятие.
В нем достаточно четко и подробно
фиксируются служебные обязанности
специалистов в определенном виде
профессиональной деятельности.
Осознание своего профессионального долга
побуждает относиться к делу с наибольшей
ответственностью, ориентироваться не
столько на личные, сколько на
общественные, национальные интересы.

Профессиональный долг

Предписывает специалисту
необходимость вести себя в различных
ситуациях определенным образом
(атрибутивно-императивный характер).
Закрепляется в соответствующих
кодексах профессии.

Профессиональная ответственность

Особое социальное и моральное отношение
специалиста к другим людям, к обществу.
Предполагает необходимость выполнения
специалистом своего нравственного долга.
Определяет способность сознательно:
- выполнять определенные нравственные
требования
-решать стоящие перед ним задачи
-совершать правильный моральный выбор
-достигать определенного результата.

Профессиональная совесть

Этическая категория, назначение которой
осуществить самоанализ содержания и
результатов своей деятельности с позиций
общечеловеческих нравственных ценностей.
Например, профессиональная совесть не
позволяет специалисту использовать своего
клиента как объект манипуляций, реализуя
собственные потребности, в том числе и
материальные.

Профессиональная справедливость

Особенно важна в тех видах
профессиональной деятельности, где
от специалиста зависит уровень
материального благосостояния людей,
а также возможность ими реализации
своих прав.

Профессиональная честь

Выражает значимую оценку значимости
той или иной профессии в жизни
общества, положение, роль
представителей определенной
профессии в сложной системе
общественных отношений.
В современном понимании включает в
себя следующие компоненты:

Профессиональная честь

Осознание специалистом содержания своего
профессионального долга, необходимого его
выполнения, сознательного отношения к своему
долгу и обязанностям.
Признание и оценка обществом, коллективом
действительных заслуг личности, что находит
выражение в одобрении, поощрениях, авторитете,
моральной регуляции
Наличие у специалиста постоянной готовности и
волевого настроя в любых условиях и в любое время
до конца выполнить свой профессиональный долг,
сохранить и не запятнать свою честь. Выражается в
верности слову, высоком чувстве гражданственности,
внутренней приверженности конструктивным
общественным традициям общества

Профессиональное достоинство

Это признание своей человеческой и
профессиональной ценности, правомочия на
уважительное отношение к себе.
Включает два аспекта:
-нравственную категорию, отражающую факт
социальной значимости личности
(объективная оценка значимости)
-внутреннее осознание личностью своей
значимости и ценности (субъективная оценка
значимости)

Юридическая этика

Обусловлена спецификой
профессиональной деятельности
юриста;
Особенностями его нравственного и
социального положения;
Формируется во взаимосвязи правовых
и нравственных принципов и норм;
Оперирует понятиями правового и
нравственного сознания

Юридическая этика

Всякое решение, принимаемое
органами государства, «должно быть
законно и справедливо; более того,
законным может быть справедливое
решение, несправедливость не может
быть законной» (М.С. Строгович,
советский правовед)

Нравственная культура личности

Подразумевает наличие и развитость у
личности совокупности социальных
качеств и духовно-нравственных
ценностей.
Профессиональная компетентность
предполагает синтез духовнонравственных качеств личности
Опирается на широкие знания и общую
культуру личности

Принципы профессиональной этики

Принцип гуманизма. Исходный принцип,
означает признание ценности,
неповторимости каждой личности,
утверждение ее прав на жизнь,
здоровье, честь, достоинство, свободу.
В современном гуманизме выделяют
три основных идеи (смысла):

Принцип гуманизма

1. Гарантия основных прав человека как
условие сохранения гуманных оснований его
бытия.
2. Поддержка слабых, выходящая за рамки
обычных представлений данного общества о
справедливости.
3. Формирование социальных и
нравственных качеств, позволяющих
личности осуществлять самореализацию на
базе общественных ценностей.

Принцип гуманизма

Предполагает признание за каждым
человеком (гражданином, клиентом,
пациентом) прав на свою точку зрения,
на свои убеждения и соответствующие
привычки, манеры, линию поведения (в
рамках разумного, не ущемляющего
интересы других людей).
Предполагает сохранение,
неразглашение сведений из личной
жизни человека (конфиденциальность).

Принцип оптимизма

Выражается в доверительном,
доброжелательном отношении
специалиста к коллегам по работе,
другим людям.
Пессимизм, как противоположное
состояние порождает нигилизм,
недоверие, равнодушие к людям,
разрушает духовный мир личности.

Принцип патриотизма

Сложный комплекс, духовное качество личности,
выражающее в обобщенной форме глубокое,
устойчивое, осмысленное чувство любви к Родине,
заботу о ее интересах, готовность к деятельности во
имя процветания своей страны.
Духовный, моральный смысл патриотизма в
согласовании личных и общественных интересов.
Проявляется в уважении к историческому прошлому
Родины, в бережном отношении к памяти,
национальным и культурным традициям народа, в
гордости за достижения страны, в горечи и чувстве
вины за ее беды.
Выражается в пропаганде специалистом социальной
значимости своей профессии.

Труд как моральный принцип

Труд рассматривается философами всех времен не
только как экономическая, но и как нравственная
категория.
Платон считал труд нравственно благой и
прекрасной деятельностью.
Ф. Бэкон полагал, что труд должен быть направлен
на облегчение бедствий человеческого
существования и достижение благих целей, согласия
между людьми.
Гегель считал труд самопожертвованием, а практику
выше теоретического знания.
Марксизм трактовал труд как высшее проявление
сознательной человеческой деятельности, способ
позитивной самореализации человека, инструментом
создания материальных и духовных ценностей.

Труд как моральный принцип

Индивидуальная и коллективная
трудовая деятельность стимулирует
развитие в обществе таких значимых
ценностей как солидарность,
взаимопомощь, совместная защита от
враждебных сил.
С самого возникновения общества труд
стал источником духовного и
нравственного развития человека,
возвысил его значимость.

Отношение к труду

От того, как человек относится к труду,
зависит нравственная оценка его
деятельности со стороны других субъектов
общественных отношений.
Отношение к труду можно рассматривать как
главный показатель зрелости сознания
личности.
С трудом связана реализация идей, целей и
ценностей человека.
В процессе труда человек удовлетворяет
свои потребности, получает нравственное
удовлетворение.

Этика профессии, труда, делового общения

Эффективность делового общения
обуславливается:
Отношением человека к труду;
Уровнем профессиональной
подготовки;
Пониманием личной ответственности;
Умением держать свое слово.

Деловое общение

Регулируется согласованной и
внутренне сбалансированной системой
морально-этических принципов, норм,
правил.
Однако, в случае приоритета
материальных ценностей над
нравственными, возможно разрушение
данной целостной системы принципов.

Карл Маркс «Капитал»

Когда в наличии имеется достаточная
прибыль, капитал становится смелым.
Обеспечьте 10% и капитал согласен на
всякое применение.
При 20% от становится оживленным.
При 50% положительно готов сломать себе
голову.
При 100% он попирает все человеческие
законы.
При 300% нет такого преступления, на
которое он не рискнул бы, хотя бы под
страхом виселицы…

Этикет

Этикет – система норм и правил,
регулирующих внешние формы
поведения людей и их
взаимоотношения в процессе общения.
Свое происхождение этикет получил в
начале 17 века во Франции (при дворе
Людовика XIV.
Обозначает l”etiquette –ярлык, надпись,
этикетка, совокупность правил.

Этикет

Идея этикета объединяет внутреннее
нравственное содержание и его внешнее
проявление в специализированных формах.
Наличие готовых стереотипов должного
поведения избавляет от необходимости
каждый раз заново конструировать схемы
общения.
Древние греки обозначали совпадение
«красивого» поведения с его нравственным
смыслом понятием kalosagathos. Kalos –
прекрасный, agathos –добрый.

Этикет

В современном деловом этикете
подчеркивается функция этикета как
«социальной игры по определенным
правилам, которым должны следовать
игроки».
За нарушение правил «игры» следуют
санкции, вплоть до исключения игрока из
числа играющих.
При нарушении этикетных норм формируется
негативное общественное мнение (первые
санкции) и прекращается общение с
человеком, грубо нарушающим нормы
(окончательные санкции).

Моральные регуляторы

Нравственные нормы запретительного и
побудительного характера.
Нравственные идеалы могут носить как
обобщенный (сумма качеств), так и
персонифицированный (идеальное Я)
характер.
Нравственные ценности –общечеловеческие,
этнические, семейные, профессиональные
обуславливают нравственную ориентацию
людей.

Моральные регуляторы

Нравственные поступки –образец морального
или аморального поведения.
Нравственные традиции предполагают
строгое соблюдение.
Нравственные оценки даются авторитетными
людьми, группами, коллективами, самой
личностью, отражают уровень развития
самосознания.

Общие принципы этикета

Гуманизм
Целесообразность действий
Эстетическая привлекательность
поведения
Уважение к традициям своей страны и
стран, с представителями которых
осуществляются контакты.

Гуманизм

Иначе «человечность» ориентирует на
установление добрых отношений и
плодотворное сотрудничество с разными
людьми;
Закрепляет нравственную основу
современного делового этикета.
Конкретизируется в требованиях,
обращенных к культуре взаимоотношений,
воплощается в вежливости.

Вежливость

Нравственное понятие, моральное качество,
характеризующее поведение человека, для
которого уважение к людям стало
повседневной нормой поведения и
привычным способом обращения к
окружающим.
Отражает признание достоинства личности.
Противопоставляется грубости, хамству.
Выражается в речевых оборотах типа:
«Будьте любезны», «Благодарю вас»,
«Позвольте», «Пожалуйста» и др.

Любезность. Деликатность

В любезности проявляется не только
желание быть полезным другому
человеку, оказать ему услугу, но и быть
приятным в общении.
Своего рода неформальное отношение
к партнерам по общению, сотрудникам.
Деликатность проявляется в особой
мягкости, тонкости, чуткости по
отношению к партнерам по общению.

Тактичность. Скромность.

Тактичность выражается в чувстве меры,
позволяющим точно улавливать границу в
отношениях между людьми, нарушение
которой вызывает обиду или раздражение.
Предполагает учет состояния, пола,
возраста, служебного положения, места и
обстоятельств общения.
Скромность выражается в адекватной
самооценке человека, умении сопоставлять
самооценку с мнением окружающих.
Проявляется в естественной манере
поведения, умении найти верный тон в
общении, оставаясь собой.

Точность. Пунктуальность. Обязательность.

«Точность – вежливость королей и долг всех
добрых людей» -изречение одного из
французского короля Людовика XVIII.
в современном деловом этикете
проявляется не только в отсутствии
опозданий, но и в соблюдении
договоренностей, сроков выполнения работ,
выполнении обещанного. (Джен Ягер –
специалист в области современного делового
этикета).

Принцип целесообразности действий

Определяет поведение людей в
нестандартных деловых и жизненных
ситуациях, которые постоянно ставят
человека перед выбором модели
поведения, опираясь лишь на здравый
смысл.
Так как все ситуации предусмотреть
заранее невозможно, прибегают к
данному принципу.

Принцип эстетической привлекательности

Ориентирует на красоту и уважение
эстетических чувств других людей.
На физиологическом уровне нами
воспринимаются запахи, цвета, звуки,
которые либо привлекают, либо отталкивают
при общении.
Современный этикет предполагает единство
формы и содержания: хорошее отношение
должно быть красиво оформлено.

Принцип уважения к традициям

Демонстрирует уважение к этикетным
традициям других культур и помогает
взаимопониманию в деловой области.
Этичность –этикет ориентирован на добро.
Удобство – нормы этикета не должны
сковывать людей, не должны мешать
деловым отношениям (помещение, мебель,
одежда, правила.
Консерватизм – способствует надежности,
стабильности, незыблемости.

Совокупность правил первоначального
межличностного взаимодействия.
Основные правила: вежливость,
естественность, достоинство и тактичность.
На характере приветствия не должно
сказываться настроение или негативное
отношение к другому человеку.
Представление позволяет установить нужные
и полезные связи.

Этикет приветствий и представлений

В речевом этикете деловых людей имеют
большое значение комплименты, приятные
слова, выражающие одобрение,
положительную оценку деятельности, ум
делового партнера.
Чтобы иметь право представлять людей друг
другу, нужно быть знакомым с обеими
сторонами, для которых представляющий
выступает гарантом достоверности данных,
порядочности представляемых.

Деловой имидж

Имидж (от англ. –image, образ) –
сформировавшийся образ делового человека
(организации), в котором выделяются
ценностные характеристики и черты,
оказывающие определенное воздействие на
окружающих.
Комплексное образование, складывается из
многих составляющих: культура речи, манера
одеваться, интерьер офиса и т.д.
Привлекательный имидж является одним из
факторов, определяющих деловой успех.
Свойства имиджа:

Свойства имиджа

-имидж – это сознательное явление, он не
существует только на уровне отдельного
человека, т.е. объект должен быть известен
какой-либо группе людей (партнеров,
потребителей, клиентов и т.п.)
-благоприятный имидж должен иметь точный
адрес, вызывать к себе интерес, вызвать к
себе интерес/ привлекать определенные
группы партнеров;
-имидж активен по своей сути, он способен
воздействовать на сознание, эмоции,
деятельность, как отдельных людей, так и
целых групп;

Свойства имиджа

-имидж не является чем-то однажды заданным,
сформированным, он динамичен, его атрибуты
преобразуются, видоизменяются в соответствии
с изменениями в самом себе;
-имидж должен быть пластичным, оперативно
изменяться, откликаясь на экономические,
психологические, социальные условия;
-имидж должен быть правдоподобным
(соответствовать тому, что есть на самом деле
или производить такое впечатление), в
противном случае имиджу не верят, и он не
достигает поставленной цели.

Модель поведения

Целостный комплекс знаков (речевых,
неречевых, поведенческих), направленный
на создание некоторого образа.
Например, авторитарное поведение
включает безапелляционность суждений,
категоричный тон, характерную
жестикуляцию.
Выбор модели поведения – это выбор таких
вариантов поведения, которые помогают
личности стать привлекательной.

Модель поведения

Правильный выбор модели поведения
осуществляется на основании следующих
критериев:
-нравственная безупречность (честность,
справедливость, совесть)
-учет конкретной ситуации, в которой
личность действует или оказалась по
стечению обстоятельств;
-цель, которую ставит перед собой личность;
-самокритичная оценка существенных
возможностей использования конкретной
модели поведения.

Язык жестов

Жесты - это движения различных частей
тела (кистей рук, ног, головы), которые
сопровождают речь человека. Они отражают
истинное отношение к собеседнику,
обсуждаемому событию или предмету,
выражают скрытые намерения или желания
человека. Жесты в каждой культуре
различны.
Они помогают сделать общение более
живым и эмоциональным, дают
дополнительную информацию собеседнику.
В зависимости от функции, жесты делятся на
группы.

Язык жестов

Жесты-иллюстраторы
Это выразительные жесты, которые сопровождают
повествовательную речь. Они помогают более полно
передать описываемое событие, явление.
1) указатели (жесты указательным пальцем);
2) пиктографы (жесты, которые помогают
представить размер или форму описываемых
предметов);
3) кинетографы (непроизвольные движения телом);
4) жесты-отмашки рукой, головой;
5) идеографы (движения рук, изображающие
соединение различных предметов).

Язык жестов

Жесты-регуляторы
Такие жесты отражают отношение собеседника к
чему-либо. Сюда относятся:
1) кивок;
2) улыбка;
3) направление взгляда;
4) осознанные движения руки.
Жесты-эмблемы
Эти жесты заменяют в разговоре слова или фразы. К
примеру, если сжать ладони крест- накрест с
обхватом, как при рукопожатии, на уровне груди, то
это будет означать приветствие людей, находящихся
на расстоянии. Если этот же жест сделать над
головой, то он будет означать прощание. И не нужно
никаких слов, все поймут это сообщение.

Язык жестов

Жесты-адапторы
Эти жесты отражают индивидуальные привычки
человека. Их производят руками. К ним относятся:
1) касание собеседника;
2) почесывание или подергивание определенных
частей тела;
3) перебирание в руках мелких предметов
(авторучка, пуговица на одежде и др.).
Жесты-аффекторы
Эти жесты посредством тела выражают
определенные эмоции.
В повседневной жизни наибольшее значение имеют
жесты, которые отражают степень доверия к
собеседнику, эмоциональный настрой общающихся
людей. Сюда относятся и жесты, выражающие
скрытую или явную агрессию.

Приветствия

«Доброе утро» принято говорить до
12.00
«Добрый день» до 18.00
«Добрый вечер» -после 18.00
Не рекомендуется обращать к
вышестоящим лицам, хотя они могут
так обращаться к подчиненным.

Рукопожатия

Регламентируется этикетом,
требующим чувства меры и такта:
Слишком продолжительное
рукопожатие может вызвать чувство
неловкости;
Слишком сильное неуместно, поскольку
не является состязанием в силе;
Слишком слабое свидетельствует об
отсутствии интереса.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Профессиональная этика Волкова Лариса Александровна, учитель технологии МОУ «СОШ №21» города Магнитогорска

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью.

Основные нормы и принципы профессиональной этики свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями; в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность; при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность; в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными; следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц; нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа; недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

Основные виды профессиональной этики Врачебная этика - ориентирована на здоровье человека, его сохранение и улучшение. Педагогическая этика - рассматривает педагога как носителя глубоких и всесторонних знаний, требовательного и великодушного человека. Этика ученого - предполагает социальную ответственность, гражданское мужество, добросовестность. Творческая этика - ожидает от людей творческих профессий - актеров, художников, писателей - проповедования высших ценностей. Инженерная этика - предполагает ответственность за изобретения - их безопасность, соблюдение авторских прав, неразглашение секретной информации. Судебная этика - базируется на принципах гуманизма, верности духу и букве закона. Деловая этика или предпринимательская этика - требует от бизнесмена осознания полезности труда, уважения законов, государственной власти, социального порядка, собственности, другой личности.

Журналист Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен, Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений. При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати. Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания.

Юрист Юрист должен уважительно относиться к клиенту. При оказании услуг юрист должен в первую очередь руководствоваться интересами клиента, при этом, однако, не ставя под угрозу иные свои профессиональные обязанности по отношению к применимому законодательству, правосудию или надлежащему оказанию услуг. Юрист должен приложить все разумные усилия, чтобы спор клиента был разрешен посредством внесудебного регулирования, не допуская при этом истечения сроков исковой давности и не лишая клиента возможности обращения в суд. Юристу не следует провоцировать начало судебного разбирательства, если существует возможность решить спор другими способами и если это отвечает интересам клиента.

Врач Врач обязан добросовестно выполнять весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов больных людей, имеющих разную репутацию в обществе. Врач обязан оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь. Он обязан учитывать преимущества, недостатки и последствия различных диагностических и лечебных методов. При отсутствии в лечебном учреждении необходимых условий и ресурсов врач обязан направить пациента в соответствующее медицинское учреждение. Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательно, быть готовыми бескорыстно передавать свой опыт и знания. Врач любой специальности, оказавшийся рядом с больным вне лечебного учреждения или пострадавшим, находящимся в тяжелом состоянии, должен оказать ему помощь или быть уверенным в том, что он ее получает.


Cлайд 1

Профессиональная этика Полянская Валентина Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права Юридического института Иркутского государственного университета

Cлайд 2

Вопросы для самоконтроля 1. В чем заключается взаимосвязь морали и политики? 2. В чем особенности взаимосвязи морали и искусства?

Cлайд 3

Раздел 1. Теоретические основы профессиональной этики Тема 7. Моральный выбор в деятельности юриста План лекции (2 час) : Сущность и структура морального выбора. Нравственные конфликты в юридической деятельности. Соотношение цели и средств в деятельности юриста. Нравственная допустимость правового принуждения.

Cлайд 4

Моральный выбор Это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками.

Cлайд 5

Объективная свобода выбора Это наличие вариантов поведения, обусловленных внешними обстоятельствами.

Cлайд 6

Субъективная свобода выбора Возможность совершения поступков не под воздействием внешней принудительной силы (страх наказания, общественного осуждения или физического принуждения), а под влиянием внутренних убеждений.

Cлайд 7

Две позиции 1. Фаталистическая - поведение человека предопределено объективными обстоятельствами; 2. Релятивистская - человек абсолютно свободен в своем выборе.

Cлайд 8

Моральный выбор обусловлен 1. Наличием объективных условий, предоставляющих различные варианты поведения; 2. Возможностью оценки этих вариантов с позиции добра и зла; 3. Нравственной необходимостью, т. е. обусловленностью поведения человека действующими в обществе моральными нормами и ценностями.

Cлайд 9

ТИПЫ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА и их причины 1. Авантюрное поведение - (индивидуализм, честолюбие, безответственность, стремление выделиться и пр.); 2. «Гамлетизм» - (боязнь ошибиться); 3. «По неведению» - остаются неизвестными некоторые частные или случайные обстоятельства; 4. «В неведении» - сознательно избирается незнание.

Cлайд 10

Нравственный конфликт Это столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании, связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора.

Cлайд 11

Внешний конфликт Острое нравственное противоречие между людьми (личность-общество, личность - группа, личность - личность, группа- группа, группа - общество). Они выражают расхождение направленности ценностных ориентаций отдельных личностей, социальных групп и общества.

Cлайд 12

Внутренний конфликт Столкновение разнохарактерных мотивов, ценностей, идеалов самой личности, находящихся в подчинении и соподчинении друг другу.

Cлайд 13

Типы личностей в зависимости от ориентации в конфликте (в юридической деятельности) 1.Сотрудники, ориентирующиеся на правовые ценности - при столкновении различных норм в первую очередь будут исходить из требований законов и приказов.

Cлайд 14

Типы личностей в зависимости от ориентации в конфликте (в юридической деятельности) 2. Сотрудник, для которого высшими ценностями являются нормы нравственности - (при разрешении конфликта будет ориентироваться на соблюдение принципов справедливости и гуманизма, он не сможет поступиться своими нравственными убеждениями ради чьих бы то ни было интересов)

Cлайд 15

Типы личностей в зависимости от ориентации в конфликте (в юридической деятельности) 3. Тип личности, ориентирующийся на профессиональные ценности - (как правило отдает предпочтение служебной целесообразности).

Cлайд 16

Типы личностей в зависимости от ориентации в конфликте (в юридической деятельности) 4. Прагматик - (при разрешении конфликта на первое место поставит наиболее эффективное достижение стоящих перед ним целей).

Cлайд 17

Типы личностей в зависимости от ориентации в конфликте (в юридической деятельности) 5. Сотрудник, в характере которого преобладают исполнительские черты - (будет ориентироваться на указания руководства).

Cлайд 18

Проблема соотношения цели и средств в юридической деятельности (два основных подхода) Первая концепция - Макиавеллизм (иезуитизм). Основной принцип - цель оправдывает средства

Cлайд 19

Проблема соотношения цели и средств в юридической деятельности (два основных подхода) Вторая концепция - Абстрактного гуманизма. Основной принцип - никакая цель не оправдывает средства. Средства - определяют цель.

Cлайд 20

Позиция взаимосвязи цели и средств Цель и средства объективно взаимосвязаны, находятся в состоянии диалектического взаимодействия. Средства должны соответствовать поставленной цели.

Cлайд 21

Критерии определения ценности поступка Нравственно допустимым считается поступок, совершение которого повлекло за собой меньшие материальные, физические, нравственные или иные издержки, нежели его несовершение. Иначе: если результат, достигнутый с помощью данных средств, окажется по своему значению выше, чем ущерб, нанесенный применением этих средств.

Cлайд 22

Выбор средств достижения цели может быть признан верным при соблюдении следующих условий 1. Полного изучения предполагаемых последствий от достижения цели и от использования каждого из имеющихся в распоряжении средств; 2. Изучение возможностей наступления этих последствий; 3. Соотнесения предполагаемых последствий от избранного средства с последствиями использования других средств или отказа от достижения цели.

Cлайд 23

Прямые и побочные последствия Нравственные последствия чаще всего являются опосредованными (побочными).

Cлайд 24

Нравственная допустимость правового принуждения Оценка по единой линии - к абсолютной нравственности и абсолютной безнравственности. 1. Идеальное 2. Желательное 3. допустимое

Cлайд 25

Нравственная оправданность Предполагает оправдывание аморальных, выходящих за рамки нормы поступков или поведения, на совершение которых человека вынудили обстоятельства.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Понятие и виды профессиональной этики Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику. Термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной про­фессии. Таковы, к примеру, "клятва Гиппократа", Кодекс чести судьи Российской Федерации. Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

3 слайд

Описание слайда:

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

4 слайд

Описание слайда:

Существование нравственных кодексов определенных профессий - свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботить­ся о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпи­мости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, забо­титься о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

5 слайд

Описание слайда:

Таким образом, профессиональная этика - это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной про­фессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что сле­дует различать понятия "профессиональная мораль (нравствен­ность)" и "профессиональная этика", понимая под последней лишь раздел этической науки. Профессиональная этика - это совокупность правил пове­дения определенной социальной группы, обеспечивающая нрав­ственный характер взаимоотношений, обусловленных или со­пряженных с профессиональной деятельностью, а также от­расль науки, изучающая специфику проявлений морали в раз­личных видах деятельности. Профессиональная этика распространяется на те социаль­ные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высо­кие нравственные требования.

6 слайд

Описание слайда:

Особенности профессии юриста и их нравственное значение Юридическая этика обусловлена спецификой профессио­нальной деятельности юриста, особенностями его нравственно­го и социального положения. "Необходимость повышенных мо­ральных требований, а следовательно, и особой профессиональ­ной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, на­учной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности". Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.

7 слайд

Описание слайда:

Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные пол­номочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются. Действия и решения суда, прокурора, следователя затра­гивают коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторите­та государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы дру­гих, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

8 слайд

Описание слайда:

Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной деятельности судьи, следователя и прокурора явля­ется особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и мораль­ных норм, регулирующих его профессиональную деятельность. Реализуя правовое и нравственное требование справедливости, юрист опирается на закон. Подчеркивая неразрывное единство справедливости и законности, М. С. Строгович писал, что всякое решение, принимаемое органами государства, "должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной"

9 слайд

Описание слайда:

В этой формуле правильно определено соотношение пра­вового и нравственного в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиж­дется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом без­нравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям. Таким образом, профессиональная этика юриста форми­руется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности право­вых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

10 слайд

Описание слайда:

Независимость и подчинение только закону образуют важ­нейший принцип деятельности органов юстиции, оказывающий существенное влияние и на ее нравственное содержание. В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и зако­ну. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осущест­вляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организа­ций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следовате­лями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные тре­бования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей за­конности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

11 слайд

Описание слайда:

Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, сове­тами, просьбами и т. д. отдельных лиц или учреждений, какими бы высокими правами те не обладали. Осуществляя свои функ­ции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выра­женной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью. Судья, прокурор, следователь несут личную ответствен­ность за законность или незаконность своих действий и реше­ний, их справедливость или несправедливость, пользу или вред, причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответствен­ны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

12 слайд

Описание слайда:

Особенностью профессиональной деятельности юриста яв­ляется гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Конституция устанавливает, что разбирательство дел во всех судах откры­тое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Открытое разбирательство уголовных дел во всех судах - правило, а закрытое - редкое исключение. Приговоры же во всех случаях провозглашаются публично. Судьи выполняют свои обязанности по осуществлению правосудия в открытых судеб­ных заседаниях, публично, в присутствии граждан. Соблюде­ние ими нравственных норм или же отступления от них, спра­ведливость или несправедливость принимаемых решений кон­тролируются общественным мнением.

13 слайд

Описание слайда:

В гласном, открытом судебном процессе по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение перед судом. Он действует в этих случаях в присутствии публики, дающей нравственные оценки его позиции и поведению. Следователь ведет расследование в условиях неразглашения данных следствия. Но все, что собрано им по уголовному делу, становится затем достоянием гласного суда. Подсудимый, его защитник, потерпевший, свидетели, другие лица, вызванные в суд, нередко сообщают о том, как проводилось предварительное следствие, о том, насколько строго соблюдал следователь правовые и нравственные нормы.

14 слайд

Описание слайда:

Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановле­ния нарушенных преступлением прав. Деятельность суда - правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко пря­мо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д. Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повы­шенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.

15 слайд

Описание слайда:

Судебная этика, ее содержание и значение Осенью 1901 года известный юрист и общественный деятель А. Ф. Кони начал читать курс уголовного судопроизводст­ва в Александровском лицее. В 1902 году в "Журнале министерства юстиции" была опубликована его вступительная лекция "Нравственные начала в уголовном процессе" с подзаголовком "Общие черты судебной этики". Так в России было положено начало основательной разработке судебной этики и ее преподаванию, которое велось, как писал А. Ф. Кони в одном из писем, "под фирмою уголовного судопроизводства". Но уже в 1905 году Кони сообщал, что чтение курса не состоялось вследст­вие противодействия министра юстиции Муравьева и запрета министра внутренних дел и шефа жандармов Плеве. А. Ф. Кони по праву может быть назван отцом судебной этики в России. Он продолжал развивать и пропагандировать свои гуманные идеи в течение всей жизни.

16 слайд

Описание слайда:

В советский период юридическая этика длительное время не разрабатывалась. Ее последовательным и влиятельным про­тивником был Вышинский. Идейное "обоснование" ненужности и несостоятельности исследования нравственных особенностей юридической профессии состояло в том, что "этика в советском обществе едина, это социалистическая этика" (такой аргумент использовал, в частности, И. Т. Голяков в предисловии к книге "Адвокат в советском уголовном процессе", изданной в 1954 году). Однако в 70-е годы появились первые монографические работы по судебной этике. Сегодня необходимость основательного ис­следования проблем профессиональной юридической этики вряд ли может быть оспорена. В понимании содержания юридиче­ской этики, пределов ее действия и даже в терминологии есть немало дискуссионного.

17 слайд

Описание слайда:

Наряду с мнением, что юридическая этика представляет собой применение общих понятий о нравственности в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она ох­ватывает специфические нравственные нормы профессиональ­ной деятельности и внеслужебного поведения юристов. Пред­ставляется, что в основе решения этой проблемы должны учи­тываться некоторые принципиальные позиции. Все требования морали, присущей данному обществу, пол­ностью, без каких-либо изъятий распространяются на предста­вителей юридической профессии. Эти требования определяют все поведение юриста как в сфере служебной деятельности, так и в повседневной внеслужебной жизни. Судья, прокурор, следователь и вне выполнения должностных функций остают­ся судьей, прокурором, следователем. Принятый в 1993 году Кодекс чести судьи Российской Федерации вполне определен­но распространяет требования этики судьи и на его непрофес­сиональную деятельность.

18 слайд

Описание слайда:

Специфика профессиональной деятельности судьи, проку­рора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравствен­ными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятель­ности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства. Например, судья не вправе ни в какой* фор­ме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в услови­ях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей не­виновности, не вправе выступить свидетелем против подсуди­мого и т. д. Следовательно, профессиональная этика юриста должна включать и специфические нравственные нормы, опре­деляющие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные пра­вила, адресованные работникам юридической профессии, не мо­гут противоречить общим для всех принципам и нормам мора­ли. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической деятельности.

19 слайд

Описание слайда:

К работникам юридической профессии предъявляются по­вышенные моральные требования, что объясняется особым до­верием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право. В литературе, посвященной проблемам этики работников юридической профессии, нет единства терминологии. Можно встретить следующие термины: этика представителей права, профессиональная этика юриста, юридическая этика, правовая этика, судебная этика. Ряд авторов пишут о следственной эти­ке, экспертной этике, адвокатской этике *.

20 слайд

Описание слайда:

Обычно под юридической этикой понимается как сам свод нравственных требований, которые распространяются на ра­ботников юридической профессии, так и соответствующая от­расль знания, наука, изучающая эти правила. В принципе, не может быть возражений и против конкретизации этических требований применительно к определенной юридической специальности в рамках единой правовой профессии (этика судьи, прокурора, следователя, адвоката). Таким образом, юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучаю­щая специфику реализации требований морали в этой области.

21 слайд

Описание слайда:

Юридическую этику можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей. В пределах единой юридической профессии существуют специальности: судья, прокурор, адвокат, следователь, юрисконсульт, арбитр, нотариус; сотрудники органов внутренних дел, сотрудники органов контрразведки, выполняющие правоприменительные функции; работники органов Министерства юстиции, судебные приставы, научные работники - правоведы, преподаватели правовых дисциплин и др. Юридическая этика - научная дисциплина, предмет кото­рой составляет проявление морали в правосудии и правоохранительной деятельности.

22 слайд

Описание слайда:

Судебная этика - совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и вне­служебного поведения, а также научная дисциплина, изучаю­щая специфику проявления требований морали в этой области. В то же время вполне правомерно говорить отдельно об этике судьи, о прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката. Наряду с этим существует и этика арбитра, юрисконсульта, нотариуса и т. д. Правда, для ряда юридических специ­альностей научная разработка их нравственных принципов на­ходится лишь на начальной стадии, хотя они стихийно склады­ваются и соблюдаются на основании единых для всех нравст­венных норм.

23 слайд

Описание слайда:

Значение юридической этики состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом гуманистиче­ским содержанием. Юридическая этика, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие как на законодательство, так и на правоприменение. Юридическая этика способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

error: