Будет ли птс в электронном виде. Электронные ПТС – новые гарантии для водителей

С 1 июля 2017 года наша страна должна полностью перейти на электронные паспорта транспортных средств (ПТС). Точнее, они будут выдаваться на всей территории ЕАЭС – то есть в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Кыргызии (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122 " "). Само соглашение ЕАЭС об электронных ПТС было принято в августе 2014 года, а Россия ратифицировала его в июне 2016 года ().

Предполагается, что до июля следующего года владельцы машин и других транспортных средств смогут оформить электронный ПТС добровольно. При этом получить ПТС одновременно и в бумажной, и в электронной форме, нельзя. Правда, пока такой возможности нет – механизм выдачи и использования электронных ПТС еще только разрабатывается. Ответственным за его создание является ОАО "Электронный паспорт", которое входит в структуру госкорпорации "Ростех".

Электронные ПТС: как это будет работать

Оформлять новые ПТС смогут как сами автозаводы, так и ОАО "Электронный паспорт". Первые будут выдавать электронные паспорта в отношении автомобилей, которые сошли с конвеера конкретного автоконцерна (сегодня это правило действует и в отношении бумажных ПТС). Вторая же будет оформлять ПТС для машин, уже выпущенных в обращение, ввозимых на территорию Таможенного союза и т. д. ( ; далее – Порядок). В любом случае собственник машины получит выписку из ПТС в электронном виде и при необходимости сможет ее распечатать ().

Кстати, к полной версии электронного ПТС получат доступ только налоговые и правоохранительные органы (). Содержание же выписки будет весьма усеченным. Она включает следующие сведения:

  • идентификационный номер (VIN) транспортного средства или шасси;
  • наименование (в том числе коммерческое), категорию и марку транспортного средства;
  • номера двигателя, шасси и кузова;
  • цвет транспортного средства;
  • год изготовления;
  • данные и двигателе (марка, тип, объем и мощность);
  • экологический класс;
  • максимальная масса транспортного средства;
  • территория, на которой можно зарегистрировать транспортное средство ().

Как видим, из выписки нельзя будет узнать даже месяц изготовления машины (в отличие от собственно электронного паспорта) – а это может иметь значение при ее продаже: часто автомобили, выпущенные в январе и декабре того же года, имеют разную рыночную цену. Сегодня это можно приблизительно определить по дате оформления ПТС, которая указывается в бумажном паспорте – но в выписке из электронного она не предусмотрена. То же касается страны происхождения машины, данных о которой в выписке также нет (как правило, автомобили с иностранной сборкой ценятся дороже).

Полная версия электронного ПТС содержит помимо указанных сведений подробную информацию об автомобиле с описанием всех его систем: система двигателя, топливная, рулевая, тормозная и т. д. Можно будет даже узнать, какое дополнительное оборудование имеет автомобиль. Наконец, электронный ПТС включает и некоторую административную информацию: собственно номер ПТС и дату его оформления, страну вывоза автомобиля, сведения об уплате утилизационного сбора, таможенные ограничения, статус ПТС (действует он или, например, аннулирован) и т. д. ().

Отметим отдельно, что данных о собственнике транспортного средства не будет ни в полной версии ПТС, ни в усеченной. Тогда как бумажные паспорта позволяют узнать и текущего владельца, и предыдущих.

Схема использования электронных ПТС такова. При приобретении нового автомобиля электронный ПТС, как и сегодня, покупателю будет оформлять автосалон. Когда владелец автомобиля поставит его на учет, ГИБДД должна будет сообщить об этом ОАО "Электронный паспорт". И та внесет сведения о регистрации в электронный ПТС. Это же касается изменения конструкции или цвета машины, которые тоже подлежат регистрации ().

Первоначально планировалось, что госпошлина за выдачу электронного ПТС составит 800 руб., а за внесение изменений в него – 350 руб. Но пока изменения в НК РФ не разработаны, и предсказать итоговый размер пошлины за эти услуги невозможно. Напомним, сегодня он такой же, как и указанный ( , ).

Важно, что все сведения, когда-либо занесенные в электронный ПТС, будут храниться бессрочно. Это относится в том числе к паспортам со статусами "утилизированный" (если транспортное средство было утилизировано), "погашенный" (в отношении автомобиля, на базе которого был создан другой автомобиль) и "аннулированный". Аннулировать электронный ПТС могут по нескольким основаниям. К примеру, когда свидетельство о безопасности конструкции автомобиля, наличие которого станет обязательным при выдаче электронных ПТС на новые автомобили, было признано недействующим. Или когда автоконцерн-изготовитель заявит, что электронный ПТС конкретного транспортного средства содержит недостоверные сведения о годе изготовления или VIN ().

Чем обернется введение электронных ПТС на практике?

С одной стороны, преимущества паспорта нового вида очевидны. Сама ОАО "Электронный паспорт" отмечает, что автовладельцам не нужно будет хранить ПТС (а следовательно, его невозможно потерять). Кроме того, с автоматизацией процесса оформления электронных ПТС должно сократиться влияние человеческого фактора, а за ним и риск ошибок. К плюсам относится и предполагаемое сокращение времени на госрегистрацию автомобиля за счет того, что инспекторы получат доступ к базе данных об электронных ПТС. Помимо этого, сведения о постановке автомобиля на учет (а также об изменении его конструкции или цвета) будут добавлены в эту базу сразу же, что позволит госорганам работать более оперативно.

Наконец, введение электронных ПТС сократит расходы бюджета – как за счет экономии на бланках паспортов, так и за счет того, что не нужно будет администрировать выдачу этих бланков заводам-изготовителям. По данным ОАО "Электронный паспорт" за 2015 год, в России выпускается около 4,5-5 млн бланков в год, каждый из которых стоит около 103 руб. Таким образом, общая ежегодная экономия составит примерно 464-515 млн руб. Правда, пока неизвестно, во сколько обойдутся создание системы электронных паспортов и поддержание ее в рабочем состоянии.

Но одновременно возникает и ряд вопросов по поводу применения электронных ПТС. К примеру, как при покупке автомобиля определить, что предъявитель выписки из электронного ПТС и собственник автомобиля – это одно и то же лицо? Ведь в самой выписке владелец машины не указан. И хотя ее может получить только собственник автомобиля, чисто теоретически этот документ может оказаться в руках злоумышленников. В Госавтоинспекции в ответ на запрос портала ГАРАНТ.РУ посоветовали при приобретении машины изучать свидетельство о регистрации транспортного средства, в котором собственник уже прописан.

Еще один вопрос заключается в том, что в выписке из электронного ПТС не будет указано, кто владел им раньше (в то время как сегодня это отмечается на бумажном ПТС в специальных графах). Таким образом, узнать историю машины, просто изучив документы на нее, уже не получится. Но, по мнению руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева , это компенсируется созданием специального сервиса, над которым работает в настоящее время Госавтоинспекция. Он будет размещен на официальном сайте ведомства (gibdd.ru) и позволит проверить, сколько собственников имела машина. "А отсутствие в выписке из ПТС указания на то, кто является владельцем автомобиля – это нормальная международная практика", – поделился специалист.

Существует также риск того, что злоумышленники взломают базу данных электронных ПТС и эти сведения окажутся в руках мошенников. В Госавтоинспекции заверили, что сервисы, содержащие информацию об автомобилях и их собственниках, надежно защищены от стороннего вмешательства и обеспечивают защиту персональных данных граждан. Эксперты также уверены, что поводов для беспокойства не больше, чем сегодня. К примеру, Сергей Канаев считает, что утечке данных может противодействовать и ОАО "Электронный паспорт" как оператор базы данных электронных ПТС, точно знающий, кому был предоставлен доступ к конкретной информации.

Наконец, пока непонятно, каким образом новая форма ПТС повлияет на стоимость кредитов для покупки машины. Дело в том, что в настоящее время банки довольно часто при выдаче автокредита под залог автомобиля требуют передать им ПТС, чтобы обезопасить себя от несогласованной продажи заложенной машины. А кредит на покупку машины без передачи ПТС, как правило, стоит дороже. Электронный же ПТС передать в принципе невозможно. Но и тут специалисты смотрят на ситуацию довольно оптимистично.

МНЕНИЕ

Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России:

"Введение электронных ПТС скажется на рынке автокредитования только позитивно. Думаю, что следующие изменения, о которых пока мы только догадываемся, но еще не знаем, как раз коснутся банков. Очевидно, в базе данных электронных ПТС будет сделана запись о том, что автомобиль приобретен в кредит и является предметом залога. И пока банк не даст своего разрешения на продажу машины, никто ее купить не сможет. Более того, это предоставит определенные гарантии покупателям. Некоторые из них, купив автомобиль сегодня, через какое-то время обнаруживают, что он находится в залоге у банка".

До полного перехода на электронные ПТС еще больше года и, очевидно, многие детали их оформления и использования еще будут прописаны в подзаконных актах. Но эксперты уже сейчас оценивают нововведение положительно и подчеркивают, что с введением ПТС уйдут в прошлое многие мошеннические схемы – например, продажа поддельных ПТС, в том числе через Интернет.

Внимание! Вступление в силу решения об отмене бумажных паспортов транспортных средств перенесено с 1 июля 2016 года на 1 ноября 2020 года.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен нормативный правовой документ - Решение коллегии евразийской экономической комиссии "Об утверждении ".

Данный документ действует с 28 октября 2015 года, т.е. начиная с этой даты в России паспорта транспортных средств могут оформляться в электронном виде.

Ниже будут рассмотрены следующие вопросы:

Приступим.

Отмена бумажных паспортов транспортных средств с 1 ноября 2020 года

В первую очередь рассмотрим подпункт а пункта 2 Решения коллегии евразийской экономической комиссии:

2. Установить, что:

а) до 1 ноября 2020 г. допускается оформление паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства - члена Евразийского экономического союза (далее - государство-член);

Из этого пункта следует, что начиная с 1 ноября 2020 года ПТС будут оформляться только в электронном виде. Т.е. все новые автомобили будут иметь электронный паспорт, бумажные документы выдаваться не будут.

Замена бумажного ПТС на электронный

Замена бумажных ПТС на электронные регламентирована подпунктом г:

г) замена паспортов транспортных средств и паспортов самоходных машин и других видов техники, оформленных до вступления в силу настоящего Решения, а также в соответствии с подпунктами "а" - "в" настоящего пункта на электронные паспорта транспортных средств и электронные паспорта самоходных машин и других видов техники осуществляется по заявлению собственника транспортного средства (самоходной машины и другого вида техники);

При желании любой собственник автомобиля может поменять бумажный паспорт транспортного средства на электронный.

При этом многих водителей волнует следующий вопрос. Обязательно ли менять бумажный ПТС на электронный? Нормативные документы не требуют обязательного получения электронного ПТС. Поэтому бумажный вариант может использоваться до тех пор, пока в нем не закончится место для новых собственников.

Одновременное использование электронного и бумажного ПТС

Обратите внимание, у автомобиля не может быть одновременно бумажного и электронного ПТС:

д) не допускается одновременное оформление электронного паспорта и паспорта на бумажном носителе на 1 транспортное средство (шасси транспортного средства), самоходную машину и другой вид техники.

Что представляет собой электронный ПТС?

Электронный ПТС представляет собой запись в базе данных, которая содержит информацию об автомобиле, а также о его владельцах. Полный перечень информации, содержащейся в эПТС, приведен в к Порядку функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных сердств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники.

При желании Вы можете изучить перечень информации, которая должна содержаться в электронном ПТС. Для сравнения предлагаю Вам взять в руки обычный ПТС. Вы заметите, что бумажный паспорт содержит гораздо меньше данных.

При этом после оформления электронного ПТС собственник автомобиля получает выписку, которую может распечатать. Эта выписка и будет аналогом бумажного ПТС. При этом выписка содержит только часть информации из электронного ПТС. Содержание выписки приведено в .

Так что введение электронных ПТС поможет решить проблему определения категории транспортного средства в спорных случаях. Дело в том, что некоторые иностранные автомобили могут быть отнесены в России как к автобусам, так и к грузовикам. При этом на практике сотрудники государственных органов обычно относят автомобиль к той группе, где платежи в пользу бюджета (таможенные, налоги и т.п.) больше. Введение новой формы ПТС позволит однозначно отнести транспортное средство к той или иной категории.

Кто может получить информацию из электронного ПТС

Пункт 12 Порядка функционирования систем электронных ПТС содержит информацию о том, кто может на бесплатной основе получить сведения из электронного паспорта. Рассмотрим подпункты г и д, относящиеся к обычным водителям:

12. Участникам систем электронных паспортов для использования исключительно в собственных нуждах и (или) для реализации задач, возложенных на них в соответствии с настоящим Порядком и (или) законодательством государства-члена, без взимания платы предоставляются по запросам следующие сведения:
...
г) собственнику транспортного средства (шасси, машины) - сведения в объеме, предусмотренном приложениями N 1 и 2 к настоящему Порядку;

д) иным лицам - сведения о статусе электронного паспорта по запросу, содержащему:

идентификационный номер (VIN) транспортного средства (шасси), номер шасси (рамы) или номер кузова (кабины, прицепа) - для транспортного средства (шасси);

идентификационный номер машины или номер кузова (кабины, прицепа) - для машины.

Рассмотрим данный пункт с точки зрения .

Потенциальный покупатель по VIN номеру автомобиля может получить только информацию о статусе электронного ПТС. Т.е. покупатель может узнать, что ПТС находится в одном из следующих статусов:

  • незавершенный;
  • действующий;
  • погашенный;
  • аннулированный;
  • утилизированный.

При покупке автомобиля с электронным ПТС я рекомендую покупателю провести проверку статуса документа. Правильное значение в данном случае - "действующий". Если ПТС находится в другом статусе, от покупки автомобиля лучше воздержаться.

Кроме статуса покупатель не может получить никакой дополнительной информации из электронного ПТС. Т.е. покупатель не имеет подтверждения того, что транспортное средство фактически принадлежит именно продавцу.

Тем не менее продавец может подтвердить, что он является владельцем транспортного средства. Для этого он должен сделать запрос на получение выписки из электронного ПТС. Эта информация выдается только владельцу автомобиля. Поэтому ее наличие может служить гарантией того, что машину продает именно ее текущий собственник.

Кроме того, покупатель может получить доступ к информации на платной основе:

13. Участникам систем электронных паспортов на договорной основе предоставляется доступ к сведениям, содержащимся в электронных паспортах, и к сервисам систем электронных паспортов в объеме, порядке и на условиях, которые определяются администратором, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка.

При этом перечень информации, которую можно получить на договорной основе определяется администратором системы.

Преимущества электронного ПТС

Важное преимущество электронного ПТС - это практически неограниченное количество информации, которое может содержаться в документе. В электронном ПТС не может закончиться место для записи собственников, поэтому его никогда не придется .

Кроме того, ПТС в электронном виде может храниться неограниченно долго и не может испортиться от времени или от внешних воздействий.

Вопросы, которые вызывает введение электронного ПТС

Тем не менее введение электронных ПТС вызывает некоторые вопросы:

1. Сложность оформления сделок купли-продажи. Непонятно, как продавец может вписать нового покупателя в эПТС, ведь доступа к базе данных он не имеет. Остается лишь оформить .

2. Покупка автомобилей в кредит. Раньше ПТС оставался в залоге у банке до погашения кредита. Электронный ПТС забрать невозможно, т.к. он хранится в государственной базе данных.

Подводя итоги данной статьи хочу отметить, что электронные ПТС в итоге сделают жизнь автовладельцев удобнее. Однако в первые несколько лет многие водители будут сталкиваться с разнообразными техническими трудностями, поэтому я не рекомендую спешить с заменой бумажного ПТС на электронный.

Удачи на дорогах!

Дмитрий-125

Я собираюсь заключать договор купли-продажи автомобиля, у которого ПТС вообще нет и не было, только технический паспорт (автомобиль был зарегистрирован в 1993 году и все это время у него один хозяин), который хозяин не менял, так как автомобиль не эксплуатировался с 1997 года. Если я поеду в ГАИ после 1 июля, то мне выдадут бумажный ПТС или электронный?

В ближайшие полтора года бумажные паспорта транспортного средства (ПТС) в России еще можно будет оформлять наряду с электронным вариантом документа. Как сообщили «Известиям» в Коллегии Евразийской экономической комиссии, ранее планировавшийся обязательный ввод е-ПТС для новых машин отложен. При этом некоторые автокомпании в России всё же начнут выдавать электронные паспорта, для того чтобы скорее пройти переходный период. Источники «Известий» в бизнес-сообществе связывают новую отсрочку с неготовностью ряда производителей.

На заседании коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принято решение продлить до 1 ноября 2019 года наряду с оформлением электронных паспортов, возможность оформления паспортов транспортных средств (шасси), самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, утвержденными государствами-членами или нормативными правовыми актами ЕАЭС, сообщили «Известиям» в пресс-службе коллегии ЕЭК.

В качестве причины такого решения называется необходимость предоставить государствам ЕАЭС возможность «завершить работы по созданию национальных сегментов систем электронных паспортов на автомобили».

В коллегии не сообщили, какое именно государство ЕАЭС настояло на продлении переходного периода. По информации «Известий», система не готова в Армении, Киргизии и Белоруссии. Казахстан находится на завершающей стадии проекта.

Возможность оформления бумажных бланков паспортов позволит производителям транспортных средств, потребителям, бизнес-сообществу, страховым компаниям, банкам и другим полнее подготовится к оформлению электронных паспортов, - уточнили в коллегии ЕЭК.

В компании АО «Электронный паспорт» (входит в структуры госкорпорации «Ростех»), отвечающей за реализацию проекта, «Известиям» сообщили, что Россия лучше всех готова к е-ПТС.

В России мы готовы запускать систему, первые электронные паспорта, возможно, появятся даже до 1 июля этого года. Основные компании, те, кто готов, уже начнут эту работу. Насколько я понимаю, будет создан график перехода остальных автокомпаний, - пояснил «Известиям» представитель АО «Электронный паспорт» Петр Евсеев.

Автопроизводители неохотно комментируют переход на е-ПТС. Собеседник «Известий» в одном из европейских дистрибьютеров сообщил, что у бизнес-сообщества до сих пор нет внятного понимания, как заполнять все требуемые поля е-ПТС. В представительстве Mitsubishi сообщили, что сохранят бумажный ПТС в течение всего переходного периода. В пресс-службе китайской автокомпании Chery также сохранят бумажные ПТС, но наряду с этим начнут постепенно выдавать электронные документы. Представитель Audi отметил, что компания будет придерживаться установленных Евразийской экономической комиссией сроков. С большой долей вероятности 1 июля на е-ПТС перейдут Volkswagen и Nissan, сообщил осведомленный источник «Известий» в автобизнесе. Обе компании на запрос не ответили.

Перенос срока обязательного перехода на е-ПТС происходит во второй раз. Первоначально предполагалось, что он произойдет 1 июля 2017 года. Однако тогда российские автокомпании попросили перенести старт системы, сославшись на разную степень готовности, а также на финансовые проблемы из-за спада на авторынке.

Правительству изначально не нужно было ставить никаких финальных дат, убежден автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

У е-ПТС действительно больше плюсов, нежели минусов для потребителя. Если бы какая-то компания, уже готовая к работе в этой системе, ввела ее первой, то, уверяю вас, у нее появилось бы конкурентное преимущество. Остальные, глядя на соперника, сами бы подтянулись, - отметил эксперт.

Электронный паспорт вводится взамен бумажных документов в рамках цифровизации экономики страны. Такой документ отличается от бумажного носителя большим количеством информации. Помимо традиционных сведений о собственниках в е-ПТС будут сертификационные данные, а также информация о количестве ДТП и их описание, сведения о полисах КАСКО и ОСАГО, проведении техобслуживания, об актуальном пробеге и изменениях конструкции.

В России с 1 июля 2018 года на смену бумажному Паспорту транспортного средства придёт электронный. «Авто Mail.Ru» удалось выяснить основные детали грядущей реформы. Изначально переход на электронный формат ПТС во всех государствах-членах Евразийского экономического союза (в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии) должен был начаться на год раньше, с 1 июля 2017-го. Однако из-за неготовности системы срок запуска проекта перенесли на год.

Скоро взамен бумажной версии привычного ПТС появится электронная биография «железного коня» - паспорт, который расскажет полную биографию вашего автомобиля, от момента выхода из заводских ворот до утилизации. Юридическим признанием содержащейся информации будут служить электронные подписи уполномоченных на то лиц.

В перспективе эта мера должна исключить махинации на вторичном рынке, полностью искоренив нечистых на руку автовладельцев и перекупщиков. Кроме того, создание единой базы электронных паспортов облегчит работу налоговых и таможенных служб, а также сделает практически невозможным постановку на учёт краденых автомобилей.

Идея ввести электронные ПТС начала формироваться довольно давно: в 2014 году представители правительств Беларуси, Казахстана и Российской Федерации подписали межправительственное соглашение, к которому затем присоединились новые члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Армения и Киргизия.

Летом прошлого года крупнейшие производители автотранспортных средств этих стран начали тестировать пилотную версию системы, а сейчас автопроизводители обкатывают окончательный процесс перехода на электронные паспорта, притом база данных будет доступна всем заинтересованным участникам: автодилерам, банкам, страховым компаниям…

С 1 июля 2018 года все без исключения производители автомобилей обязаны перейти на систему электронных паспортов. С этой даты бумажные ПТС больше не будут оформляться, а с 1 июля 2019 года на территории ЕАЭС такая же участь ожидает производителей всей остальной техники - самоходных машин и тому подобных агрегатов.

Соответственно, оформление электронных паспортов будет производиться заводами-изготовителями транспортных средств, а на импортируемые автомобили документы выпишут уполномоченные на то организации (например, таможня). В электронном ПТС будут указаны те же данные, что и в обычном, начиная от марки и модели и заканчивая годом выпуска и экологическим классом.

Но самое главное, в систему электронных паспортов автомобилей планируют включать следующую информацию:

  • сколько людей (или фирм) владели автомобилем;
  • какими видами страхования пользовались владельцы (ОСАГО или каско);
  • в каких авариях участвовал автомобиль и какие повреждения получил;
  • какие недостатки выявлялись во время технических осмотров;
  • посещала ли машина ТО на дилерском сервисе,
  • какие имеются обременения и ограничения.

То есть, приобретая подержанный автомобиль, всю подноготную машины можно будет узнать непосредственно из ПТС: вот, например, с 2015 года машина перестала ездить на дилерские ТО, а в 2016 при пробеге 40 000 км стала участником аварии, в которой были повреждены заднее левое крыло и бампер. Пожалуй, о такой прозрачности мы не могли даже мечтать…

Отметим, что обязательной замены ранее выданных бумажных ПТС на электронные не планируется . Но бумажный документ заберут, когда закончится место для записи новых владельцев, либо он будет испорчен - соответственно, новый бланк взамен выдавать не будут.

Кроме того, никто не запретит хозяину машины получить «электронный бланк» по собственному желанию - достаточно заплатить 600 рублей (такова предполагаемая стоимость услуги) и готово. Правда, нужно учесть, что после этой процедуры имевшаяся на руках бумага будет признана недействительной.

Преимущества электронного ПТС

Новый документ объединит множество разрозненной сейчас информации, притомпользоваться им смогут аккредитованные структуры (как говорилось выше, банки, автосалоны и другие, кто заплатит за пользование системой), а также на бесплатной основе собственник транспортного средства .

1. Электронный паспорт невозможно потерять.

2. В документ может быть внесено любое количество собственников.

3. Одна база данных полностью подтвердит юридическую чистоту автомобиля.

4. Покупатель сможет отслеживать полную историю транспортного средства.

5. В единой базе данных паспортов нельзя «обнулить» количество владельцев.

6. База данных позволяет вносить любые дополнительные сведения (ДТП и прочее).

Недостатки электронного ПТС

Конечно, без старой-доброй бумажки многие будут чувствовать себя неуютно… Да и вопросов пока хватает. Не появится ли такая неофициальная «услуга», как удаление и корректировка «ненужной» информации из ПТС? Например, если этого захочет владелец, которому нужно продать восстановленную после серьёзного ДТП машину.

Переход на электронные документы сейчас достаточно распространенная история. Это надежно и безопасно, просто так удалить документ нельзя. Но как покупатель машины будет проверять электронный вариант, учитывая конфиденциальность документа?

Урван Парфентьев координатор Центра безопасного Интернета, ведущий аналитик РОЦИТ

Разумеется, в процессе внедрения системы электронных ПТС могут возникнуть и другие проблемы. Заранее их предусмотреть просто невозможно - в мировой практике подобное решение предлагается впервые, поэтому существует определенная доля риска. Но будем надеяться, что этот проект окажется вполне успешным и не усложнит, а облегчит жизнь автомобилистам.

С 1 июля 2018 года в РФ начинается переход на электронные ПТС. Проблемой обещает стать резкое прекращение оформления привычных бумажных паспортов транспортных средств (ПТС), если оно произойдет также с началом второго летнего месяца текущего года. Об этом предупреждает газета «Ведомости», обещающая соответствующие сложности регистрации покупателям новых авто.

Что стоит за формулировкой «ЭПТС»

Как все электронные данные, ЭПТС — это запись в информационной единой базе или системе. Она тотально отражает известное о транспортном средстве, его владельцах (от первых до последних). Безусловно, выдает «тайное» о страховых случаях, техосмотрах, финансовых операциях с машиной (факты залога, найма, кредитной истории выкупа). Официальным правом доступа к записи будут обладать: ГИБДД, страховщики, сети официальных автодилеров, финансовые организации (банки). Перечисленные структуры смогут вносить дополнения, изменения к записи — каждая в свой раздел.

Зачем это автолюбителям

Переход на электронный вид документации призван обеспечить практически абсолютную прозрачность всех операций с транспортными средствами. Его миссия — стать гарантом достоверности истории владения, эксплуатации каждого авто.

Главные преимущества электронного ПТС:

1. Подлинность кредитной истории, техобслуживания, аварийных эпизодов, жизненного цикла ТС, подтвержденные сведениями официальных служб, систем.

2. Информационная детализация электронного документа поможет выявлению нелегальных авто, имеющих сомнительные страницы истории. Это повлечет снижение рисков для продавцов и покупателей, откроет больше возможностей для добросовестных участников рынка, справедливого ценообразования.

3. Электронный паспорт, как любой документ, представляющий собой лишь набор информации, невозможно потерять. Таким образом, не придется тратить время на восстановление, испытывать неудобства.

4. Объем вносимой информации виртуального документа практически ничем не ограничен. Поэтому ЭП будет включать полный объем технических данных о жизненном цикле, имена всех собственников. Его не придется менять, как бумажный, когда закончится раздел или графа для заполнения.

Как получить

С началом перевода транспортных средств на электронные паспорта гражданам РФ предоставляется возможность оформлять их:

1. Вместе с приобретением нового авто

Покупателю предоставляется автомобиль уже с ЭП. Непосредственно у дилера, по умолчанию, выдается машина, обязательно имеющая электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). Последний оформляется организацией-изготовителем. И номер документа будет отражен в договоре купли-продажи. ГИБДД останется лишь использовать его данные для регистрации при постановке авто на учет. Бумажной версии владелец уже не получит.

2. При самостоятельном ввозе владельцем транспортного средства из-за пределов государств-членов ЕАЭС

Пункты оформления будут открыты уполномоченными организациями, согласно существующему списку. Стоимость должна составить примерно 600 рублей. Производиться получение будет параллельно с СБКТС.

3. При утрате или приходе в негодность бумажного ПТС

Воспользоваться переходом на электронную версию можно будет по желанию или появлению прямой потребности. Замена предусмотрена для всех случаев, чтобы гарантировать плавность перехода к новым форматам обслуживания. Согласно протоколу процедуры, собственнику ТС для оформления достаточно обратиться к представителю уполномоченной организации (как оператор техосмотра). Стоимость составит 600 рублей.

Куда обращаться в каждом конкретном случае

Если проблема покупателей новых авто решается автоматически, благодаря дилерам, а срок ожидания зависит лишь от расторопности компании-производителя марки (машина приходит с готовым ЭПТС), то где искать информацию остальным? Объявление о том, где конкретно можно совершить обмен бумажного паспорта на электронный должно размещаться на странице официального сайта компании-администратора системы. В данном случае, им является АО «Электронный паспорт». Список уполномоченных организаций стоит искать на сайте Минпромторга России.

В любом случае, паниковать и торопиться не стоит. Нет оснований полагать, будто с 1 июля бумажные паспорта вдруг останутся вне закона. Пока при переоформлении ТС ГИБДД даже оставит право выбора формата документа. Принудительного перевода не будет.

error: