Квалификационные испытания специалистов по социальной работе. Практический опыт применения аттестации социальных работников на примере сочинского кцсо «чайка

социальный работник персонал трудовой

Оценка персонала - это процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений.

Оценка - более широкое понятие, чем аттестация. Оценка может быть формальной и неформальной (например, ежедневная оценка руководителем подчиненного). Оценка может осуществляться как регулярно, так и нерегулярно, в зависимости от конкретных потребностей организации.

Аттестация - это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности, с применением методов оценки персонала. Аттестация аккумулирует результаты работы конкретного сотрудника за конкретный период.

Аттестация как явление, связанное с проверкой соответствия работника, организации установленным требованиям, получает все более широкое распространение. Помимо ранее существовавшей аттестации специалистов и рабочих мест сегодня аттестации подлежат образовательные учреждения, различные хозяйствующие субъекты. Аттестации подвергаются категории работников ранее незамеченные законодателем. Таким образом, можно говорить о новом качественном этапе аттестации, при котором проводятся проверки на профессионализм, компетентность, пригодность к работе.

Под аттестацией работников, как правило, понимают периодическую комплексную проверку уровня деловых, личностных, а порой и моральных качеств работника по соответствующей должности. В современных российских актах по аттестации наблюдаются различные подходы в определении аттестации, ее целей, задач и принципов. Неоднозначны решения вопросов формирования аттестационных комиссий, подготовки и проведения аттестации, оценки аттестуемого и правовых последствий аттестации. Это объясняется спецификой отраслей, принявших акты об аттестации, особенностями профессий и условиями труда аттестуемых работников. Вместе с тем, можно установить следующие характерные признаки, присущие аттестации социальных работников:

  • - она проводится в организации, с которой у работника заключен трудовой договор или в другой, как правило, специализированной для этого организации;
  • - объектом проверки является теоретическая и практическая

подготовленность работника занимать определенную должность или выполнять определенную работу;

  • - аттестация осуществляется периодически, т.е. единожды в интервале от года до пяти;
  • - совершается в специально создаваемых аттестационных комиссиях;
  • - используются разнообразные формы проведения аттестации.

Аттестация является важным этапом заключительной оценки персонала.

Аттестация включает:

  • 1. Оценку результативности сотрудников и их личностно-деловых качеств.
  • 2.0 ценку эффективности при решении задач в рамках должностной инструкции, а так же новых и сверхнормативных задач, осуществляемых линейными руководителями.

Целями аттестации являются:

регулярная оценка успешности деятельности сотрудника

осуществление поощрительных и санкционирующих мероприятий

основание для оперативного перераспределения задач между сотрудниками

формирование кадрового резерва

составление плана обучения и развития сотрудников

планирование карьеры сотрудников

внедрение систем гибкой оплаты труда (изменения системы оплаты труда).

При проведении аттестации необходимо выработать критерии оценки. Предметами оценки могут быть:

  • 1. способность к учебе (общие умственные способности);
  • 2. умение делать устные обобщения (насколько хорошо человек может сделать устное сообщение перед небольшой группой на хорошо знакомую тему);
  • 3. умение делать письменные обобщения (насколько успешно сотрудник может составить записку на хорошо знакомую тему);
  • 4. контактность (в какой степени данный человек вызывает к себе симпатии);
  • 5. восприятие порогового социального мнения (насколько легко работник воспринимает незначительные замечания, касающиеся его поведения);
  • 6. способность к творчеству (какова вероятность того, что человек способен решить задачу новым, отличным от других способом);
  • 7. самооценка (насколько реалистично представление человека о соотношении своих достоинств и обязанностей, насколько глубоко его понимание мотивов собственного поведения);
  • 8. общественная задача (отношение к расовым, этническим, социально-экономическим, образовательным и другим подобным вопросам);
  • 9. гибкость поведения (насколько легко человек в случае принуждения изменяет свое поведение или модифицирует его для достижения поставленной перед ним цели);
  • 10. необходимость одобрения со стороны вышестоящего лица (степень эмоциональной зависимости от руководства);
  • 11. необходимость одобрения со стороны равных по социальному положению лиц (степень эмоциональной зависимости от мнения коллектива);
  • 12. внутренние рабочие нормативы (насколько высоко качество, с которым сотрудник хочет выполнить какую-либо работу, по сравнению с более низким, но вполне приемлемым);
  • 13. необходимость продвижения (учитываются стремление к значительному продвижению по служебной лестнице и сроки, в которые человек надеется это продвижение осуществить, в сравнении с коллегами, занимающими равное с ним положение);
  • 14. необходимость надежности положения (в какой степени сотрудник хочет быть обеспеченным работой);
  • 15. гибкость при достижении цели (жизненные цели, их соответствие реальным возможностям и обстановке);
  • 16. первостепенность работы (в какой степени удовлетворение, получаемое от работы, больше удовлетворения от других сфер деятельности повседневной жизни);
  • 17. система акцентов положительных сторон деятельности учреждения (способность выделить положительные стороны деятельности учреждения в отношении к персоналу: дружелюбное отношение, справедливость занимаемой позиции в отношении заработка и др.);
  • 18. реальность надежд (в какой степени надежды в отношении работы в организации совпадают с действительностью);
  • 19. терпимость к неопределенности и нестандартным условиям работы;
  • 20. способность работать длительный период времени без достаточного вознаграждения с перспективой получить награду позже;
  • 21. сопротивляемость стрессу (до какого предела напряженность работы совпадает с нормальным психологическим состоянием);
  • 22. разнообразие интересов (различные сферы деятельности и увлечения - такие, как политика, музыка, искусство, спорт);
  • 23. энергия (как долго сотрудник может выдерживать высокий уровень нагрузки);
  • 24. организованность и способность к адекватному планированию карьеры;
  • 25. готовность принимать решения и умение их обосновывать.

При выборе предмета оценки следует понимать, насколько организация способна определить стандарты. Например, в социальной работе трудно определить стандарты эффективности труда, поэтому при аттестации работника результат оценки может быть поверхностным и субъективным.

Аттестация может проходить одновременно по трем направлениям: оценка деятельности, оценка квалификации, оценка личности:

  • 1. Оценка деятельности включает в себя выполнение должностных обязанностей, выполнение плана работ (сроки, качество), достижение поставленных задач. В организации четко определены должностные обязанности (ясно, с чем сравнивать), есть план- график работ (фиксируется выполнение заданий), сотрудники имеют четкие задачи. Аттестация проходит быстро и объективно. Надо помнить, что чем слабее организационная основа оценки деятельности, тем сложнее получить объективный результат.
  • 2. Оценка квалификации заключается в «экзамене»- работники в письменной форме отвечают на вопросы по специальности. Возможна и устная форма ответов. Опросник заранее подготовлен и согласован с ведущими специалистами, определено, какой результат «экзамена» приемлем для специалистов различной квалификации.
  • 3. Оценка личности. Организация оценивает основные поведенческие характеристики человека, сопоставляет их с поведенческими требованиями к профессии, оценивает взаимоотношения в коллективе. В результате можно:
    • * Сравнив личностные требования, предъявляемые к должности, с фактическими личностными особенностями сотрудника, занимающего данную должность, разработать для сотрудника программу обучения и развития;
    • * При наличии стрессовых или конфликтных ситуаций определить причины и пути устранения конфликтов;
    • * При наличии существенных претензий к деятельности сотрудника оценить, одинаково ли работник и его руководитель понимают поведенческие требования, предъявляемые к данной должности;
    • * Избегая субъективизма, построить структурированное аттестационное интервью.

В соответствии с поставленными целями аттестации, руководствуясь нормативными документами, для проведения эффективной аттестации организации необходимо выбрать методы оценки.

Проведение аттестации предполагает четкую последовательность действий.

Министерства и ведомства РФ, исходя из настоящих Основных положений, разрабатывают отраслевые положения, где конкретизируют критерии и методы оценки квалификации работников с учетом отраслевой специфики. Разработаны основные подходы к оценке деловых качеств и квалификации работника при установлении разряда оплаты, предусмотренного Единой Тарифной Сеткой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. №785.

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно Положению о порядке проведения аттестации работников учреждений, организаций, системы социальной защиты населения Российской Федерации, находящихся на бюджетном финансировании, и Положению о порядке проведения аттестации работников здравоохранения.

Аттестация работников учреждений и организаций службы социальной защиты населения проводится в соответствии с Положением о внеочередной аттестации и тарификации медицинских и фармацевтических работников, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденным приказом Министерства социальной защиты России от 7 декабря 1992 года № 265.

Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации осуществляют министерства и ведомства РФ по подчиненности, местная администрация и другие органы исполнительной власти.

Основными критериями при проведении аттестации служат объем труда работника, результаты, достигнутые при исполнении должностных обязанностей, качество выполняемой работы, уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, а также должностях, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных по данной должности и т.д.

По итогам аттестации либо принимаются конкретные решения о должностных перемещениях, либо вносятся соответствующие рекомендации в так называемую «инвентаризационную карту сотрудника», содержащую сведения о его возрасте, трудовом стаже, продолжительности работы в данной должности, на предшествующих местах, выводы о целесообразности, сроках, направлениях продвижения или его невозможности.

Помимо решения вопроса о продвижении или сохранении в прежней должности того или иного сотрудника целью аттестации может быть вскрытие имеющихся резервов повышения эффективности индивидуальной работы, увязка вознаграждения с реальными результатами труда и квалификации специалиста или руководителя, определение объема, способов и форм повышения квалификации. В связи с этим непосредственными объектами аттестации становятся результаты работы сотрудника, его потенциал, отношение к выполнению своих обязанностей; личность человека как таковая оценке не подлежит. В результате аттестации работник должен понять свои ошибки, активизировать работу по их преодолению, самосовершенствованию и т.п. как с учетом собственных интересов, так и интересов организации.

На практике существуют два основных подхода к аттестации. В соответствии с одним ее смысл заключается в контроле и оценке деятельности работника, имеющих следствием наказание, вознаграждение или продвижение по службе, и тогда аттестующие выступают в роли судей. При другом подходе акцент делается на поиске путей совершенствования работы, реализации карьеры и т.п., а аттестующие становятся советниками, консультантами. В первом случае в качестве аттестующих чаще всего выступают комиссии, сформированные из сторонних независимых экспертов, во втором - непосредственный руководитель. Соответственно разными оказываются и формы аттестации: либо это периодический отчет с последующим вынесением «приговора», либо собеседование и совместный поиск решения стоящих перед подчиненным задач.

В современных условиях критерии и показатели оценки персонала часто вырабатываются совместно руководителем и коллективом и базируются на перечне служебных обязанностей каждого, стоящих перед ним задачах, индивидуальных целях. К показателям, на основе которых производится оценка сотрудников, предъявляется ряд требований, среди которых соответствие целям оценки, индивидуализированность, четкость, полнота и достоверность отражения ситуации, обеспечение сравнения результатов, как с предыдущим периодом, так и с другими лицами, другими категориями, отражение не только статики, но и динамики.

На практике обычно применяются два способа оценки: на основе качественного описания деятельности и ее результата и по количественным показателям, которые могут быть представлены как реальными величинами, так и условными баллами, определенными экспертным путем. При этом результаты оцениваются по степени достижения поставленных целей, полноте, качеству и своевременности выполнения заданий. Деятельность оценивается напряженностью и сложностью работы, которая определяется такими обстоятельствами, как комплексность, самостоятельность, масштабность, ответственность, технологическая и управленческая сложность: для различных видов работы эти признаки дифференцированы. Деловые качества количественной оценке практически не подлежат, основой оценки квалификации являются образование и стаж. Формальным результатом оценки могут быть присвоение квалификации (для специалиста), признание соответствия или несоответствия занимаемой должности с определенными организационными выводами (повышение, понижение, сохранение, увольнение).

Аттестация в организациях должна проходить регулярно, желательно не реже одного раза в три, максимум- в пять лет.

В нашей стране порядок аттестации предусматривает наличие трех этапов: подготовку, проведение и принятие решения.

На подготовительном этапе составляются списки работников, подлежащих аттестации, графики ее проведения в подразделениях, утверждаются составы соответствующих комиссий, объявляются правила и критерии. Например, лица, проработавшие в организации менее года, от аттестации обычно освобождаются. Аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проводится после их возвращения из отпуска. По письменному заявлению аттестация их может проводиться одновременно с другими работниками в установленные сроки.

Для проведения аттестации работников в учреждениях и организациях подведомственных Комитету социальной защиты населения Москвы, создаются аттестационные комиссии.

Аттестация руководителей и отдельных категорий специалистов учреждений и организаций социальной защиты населения осуществляется аттестационными комиссиями, созданными приказами Комитета социальной защиты населения Москвы от 2 декабря 1992 года № 197 и от 17 ноября 1992 года№ 181.

Аттестационная комиссия нуждается в составе не менее пяти человек. В состав включается председатель (руководитель или заместитель руководителя учреждения), секретарь и члены комиссии. Также в комиссию включаются, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзных организаций, представители из комитета социальной защиты населения Москвы.

В необходимых случаях могут образовываться несколько аттестационных комиссий.

Персональный состав аттестационной комиссии, конкретные сроки, график проведения аттестации утверждаются приказом руководителя учреждения и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за две недели до начала аттестации.

К заседанию комиссии готовятся аттестационный лист и характеристика (представление), где описываются производственная деятельность аттестуемых, сведения об их квалификации, деловых и личных качествах, отношении к выполнению возложенных обязанностей, делаются выводы о направлениях совершенствования деятельности, поощрениях и наказаниях, соответствии или несоответствии должности и дальнейшей судьбе. Отзыв на специалиста подписывается его руководителем и представителем профсоюза; отзыв на руководителя - высшим руководителем.

На этапе проведения аттестации комиссия рассматривает представление и заслушивает аттестуемого работника и его руководителя. При этом особое внимание обращается на личный вклад работника в достигнутые результаты, его дисциплинированность, успехи в профессиональном росте, а если речь идет, о руководителе- организаторские способности. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности, не задевающей чести и достоинства работника, объективности, доброжелательности, исключающей проявление субъективизма.

Обычно сначала проходят аттестацию рядовые работники и те, кто в предыдущий раз были аттестованы условно с испытательным сроком, а затем руководящий состав; члены комиссий оцениваются там, где они постоянно работают.

Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствии аттестуемого. В проведении аттестации и голосовании должно участвовать не менее 2/3 членов утвержденного состава комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов, но не менее половины членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании.

При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует.

Результаты аттестации сообщаются работнику непосредственно после голосования, оформляются протоколом аттестационной комиссии и заносятся в аттестационный лист работника (составляется в одном экземпляре), которые подписываются председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.

Аттестационный лист и представление на работника, прошедшего аттестацию, хранится в его личном деле.

Результаты аттестации в недельный срок сообщаются руководителю учреждения.

Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

По итогам аттестации разрабатывается план мероприятий, и в соответствии с рекомендацией комиссии руководитель может осуществлять кадровые перестановки, например, в течение двух месяцев перевести лицо, не прошедшее аттестацию на другую должность при его согласии, а при отсутствии такового - уволить, также по итогам аттестации в месячный срок руководитель принимает решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда; разрабатывает рекомендации по повышению эффективности труда работников и т.д.

Разделы: Социальная педагогика

Аттестация позволяет провести диагностику персонала; определить ценность сотрудников. Помогает руководителю обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами учреждения.

Наше учреждение - детский дом, сфера, где интенсивно применяется труд социального работника всех уровней: социального педагога, специалиста по социальной работе и социального работника.

Цель работы: определить особенности и условия применения аттестации для повышения эффективности труда социальных работников.

Задачи:

  • определить понятия «эффективность работы»;
  • выделить критерии социальной работы;
  • изучить особенности труда социального работника;
  • выявить факторы повышения эффективности труда;
  • составить профессиональный портрет социального работника;
  • выделить методы оценки персонала для аттестации;
  • изучить практический опыт социальных работников;
  • определить влияние аттестации на повышение эффективности труда.

Сделан вывод о том, что эффективность социальной работы во многом зависит от личности социального работника, ее осуществляющего.

Для определения подхода к оценке эффективности социальной работы нужно признать, что социальная работа не сводится к традиционным формам деятельности.

Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности. Это оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Прежде всего социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

Предметом социальной работы являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.

Английские ученые определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

В России в условиях перехода к рыночной экономике, на фоне резкого изменения характера и форм социальных отношений, ломки привычных стереотипов жизненного опыта, утраты многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, а также необходимость подготовки социальных работников разных специализаций, для различных категорий клиентов.

Должность социального работника, специалиста социальной работы и социального педагога в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями :

  • Выявляет на предприятиях, микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций.
  • Оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;
  • Оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением;
  • Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
  • Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде;
  • Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.,
  • Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Каждый вид деятельности заканчивается каким-то результатом, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших оценок результата является эффективность. Социальная работа тоже дает те или иные результаты. Она также оценивается по ее эффективности.

Что же такое эффективность деятельности вообще и конкретно социальной работы?

В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется по-разному. Но в тоже время в каждом из них есть обязательные элементы: цель, результат, затраты, общепринятая норма (или идеал).

Главными в этом перечне являются цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в конце получается результат. Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности деятельности.

Предметом нашего изучения является эффективность социальной работы, которая в наиболее общем виде рассматривается как отношение полученных результатов к ранее выдвигаемым целям. Таким образом, она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь.

Все идеи и теории социальной работы группируются вокруг одного центрального блока проблем :

  • условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека;
  • соотношение свободы и социальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе.

Однако еще возникают ряд вопросов: своевременна, ли постановка вопроса об эффективности социальной работы в целом и тем более о результативности отдельных социальных работников? Имеются ли достаточно четко разработанные основания для определения эффективности деятельности социальных служб и отдельных специалистов по сделанной работе?

Необходимо выделить принципы , на которых основывается эффективность социальной работы:

  • умение точно сформулировать проблему; анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятных решению проблемы; оценка разрешимости проблемы; разработка плана действий; вовлечение объекта в разрешение проблемы;
  • оценка изменений, достигнутых в положении клиента.

Разумеется, критерии, так же как и показатели эффективности осуществления социальной работы в стране могут применяться на макроуровне (на уровне государства), мезоуровне (республика, город, район), и микроуровне (на уровне индивида, клиента).

На уровне всего общества можно оценивать эффективность федеральных целевых программ, которые предусматривают федеральную поддержку различных регионов в развитии социального обслуживания населения. Например, в рамках президентской программы «Дети России». В программы «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в которых поставлены различные общие задачи перед министерствами и ведомствами, имеющими социальные службы, но в то же время сформулированы конкретные задачи, относящиеся к деятельности Минтруда России, Минобразования России, МВД России, Государственного комитета РФ по делам молодежи. Выделение средств из федерального бюджета на поддержку территориальных социальных служб в рамках указанных программ, разумеется, предусматривает оценку деятельности этих служб, определение эффективности социальной работы, осуществляемой специалистами этих служб.

Но на микроуровне клиенты социальных служб, желая получить материальную помощь, социально – медицинские услуги или консультации, обращают внимание на такие личностные качества социальных работников, как доброта, справедливость, отзывчивость, профессионализм. К числу отрицательных качеств социальных работников клиенты относят безразличие, лживость, грубость, низкий профессионализм.

К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:

  • увеличение степени самостоятельности индивидов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • создание условий, в которых индивиды могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
  • адаптация или реадаптация людей в обществе;
  • создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
  • и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Реализатором целей социальной работы является социальный работник, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных ведомствах.

Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Аттестация должна способствовать выявлению оптимального набора личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

К «противопоказаниям» к социальной работе относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с людьми, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Можно их разделить на три группы:

  • первая - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
  • вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;
  • третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.

Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнение своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

  • воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;
  • фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;
  • адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

При оценке социального работника можно применять наиболее распространённые методы оценки:

  • Историковедческий (биографический) - анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика
    Результат : заключение о семье, образовании, карьере, чертах характера.
  • Интервьюирование (собеседование) - беседа с работником в режиме «вопрос - ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о работнике.
    Результат : вопросник с ответами.
  • Анкетирование (самооценка) - опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа.
    Результат : анкета.
  • Социологический опрос - анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные.
    Результат : анкета социологической оценки.
  • Наблюдение - наблюдение за оцениваемым работником в неформальной (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановках методами моментальных наблюдений и фотографий рабочего дня.
    Результат : отчет о наблюдении.
  • Тестирование - определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей».
    Результат : психологический портрет.
  • Экспертная оценка - определение совокупности и получение экспертных оценок идеального и реального работника.
    Результат : модель рабочего места.
  • Критический инцидент - создание критической ситуации и поведение человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к алкоголю, женщинам и т.д.)
    Результат : отчет об инциденте и поведении человека.

Цель аттестации должна быть:

  • оценка успешности деятельности сотрудника;
  • осуществление поощрительных и санкционирующих мероприятий;
  • основание для оперативного перераспределения задач между сотрудниками;
  • формирование кадрового резерва;
  • составление плана обучения и развития сотрудника;
  • планирование карьеры сотрудника;
  • внедрение систем гибкой оплаты труда (изменения системы оплаты труда).

Результатом оценки аттестации работника могут быть основные подходы к оценке деловых качеств и квалификации работника при установлении разряда оплаты, предусмотренного Единой Тарифной Сеткой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785.

С соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно Положению о порядке проведения аттестации работников учреждений, организаций, системы социальной защиты населения Российской Федерации, находящихся на бюджетном финансировании, и Положению о порядке проведения аттестации работников здравоохранения.

Аттестация работников учреждений и организаций службы социальной защиты населения проводится в соответствии с Положением о внеочередной аттестации и тарификации медицинских и фармацевтических работников, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденным приказом Министерства социальной защиты России от 7 декабря 1992 года № 265.

Помимо решения вопроса о продвижении или сохранении в прежней должности того или иного сотрудника целью аттестации может быть вскрытие имеющихся резервов повышения эффективности индивидуальной работы, увязка вознаграждения с реальными результатами труда и квалификации специалиста или руководителя, определение объема, способов и форм повышения квалификации. В связи с этим непосредственными объектами аттестации становятся результаты работы сотрудника, его потенциал, отношение к выполнению своих обязанностей.

Личность человека как таковая оценке не подлежит. В результате аттестации работник должен понять свои ошибки, активизировать работу по их преодолению, самосовершенствованию и т.п. как с учетом собственных интересов, так и интересов организации.

На подготовительном этапе составляются списки работников, подлежащих аттестации, графики ее проведения в подразделениях, утверждаются составы соответствующих комиссий, объявляются правила и критерии. По итогам аттестации разрабатывается план мероприятий, и в соответствии с рекомендацией комиссии руководитель может осуществлять кадровые перестановки. Не прошедшее аттестацию переводится на другую должность при его согласии, а при отсутствии такового - можно уволить. По итогам аттестации в месячный срок руководитель принимает решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда. разрабатывает рекомендации по повышению эффективности труда работников и т.д.

На предварительном этапе, до аттестации, директор отдела кадров с использованием биографического (историковедческого) метода осуществляет сбор информации об аттестуемых: проводится анализ кадровых данных (документы об образовании, изучение трудовой книжки и т.д.). Все данные направляются в отделения, где работают аттестуемые.

К заседанию комиссии готовятся аттестационный лист, отзыв (характеристика) на аттестуемого, служебная характеристика. В случае отсутствие заведующую отделением дневного или круглосуточного пребывания характеристику пишет заместитель директора по социальной работе;

В служебной характеристике отражаются:

  • профессионально-этическая компетентность;
  • наличие образования;
  • профессиональная компетентность (знания, умения, опыт);
  • степень активности в работе;
  • коммуникабельность;
  • мотивация к деятельности социального работника;
  • психологическая устойчивость;
  • интеллигентность, культурный уровень;
  • уровень соблюдения принципов, этика социального работника;
  • отзывчивость, сопереживание, сострадание работников социальных служб.

Качества специалистов социальной работы, необходимые в выполнении должностных обязанностей:

  • умение выслушать
  • доброжелательность, отзывчивость
  • компетентность, знания, кругозор
  • умение логично мыслить
  • бескорыстие, честность
  • умение принимать практические решения
  • высокая общая культура
  • умение организовать помощь, добиться решения проблем клиента (эффективность в делах)
  • личное обаяние
  • умение опираться на профессиональную помощь своих коллег по работе
  • умение работать в команде
  • уважение к точке зрения

Вместе с тем, к заседанию готовятся и должностные инструкции на работников для оценки выполнения ими должностных обязанностей.

Приказом директора разработан примерный перечень показателей для оценки квалификации работников:

  • образование;
  • стаж работы по специальности;
  • профессиональная компетентность;
  • знание необходимых нормативных документов, регламентирующих деятельность;
  • умение оперативно принимать решения для выполнения стоящих задач;
  • качество выполнения работы;
  • способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем;
  • своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты работы;
  • интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы);
  • умение работать с детьми;
  • способность прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных (для заместителей, заведующих отделениями);
  • способность в короткие сроки осваивать вопросы, обеспечивающие повышение эффективности труда и качество работы;
  • производственная этика, стиль отношения с коллегами и клиентами;
  • способность к творчеству и предприимчивости;
  • участие в коммерческой деятельности;
  • способность к самооценке, состраданию и пониманию нетрудоспособных граждан.

На этапе проведения аттестации зачитывается отзыв, служебная характеристика, изучается работа аттестуемого за прошедший период, задаются вопросы. Аттестационная комиссия использует наиболее распространенные методы оценки результативности труда: метод заданного (вынужденного) выбора -комиссия выбирает из набора описаний работника те, которые ему соответствуют. Эффективность труда работника оценивается по большому количеству выбранных положительных описаний; описательный метод оценки- комиссия описывает преимущества и недостатки поведения работника в осуществлении профессиональной деятельности; управление по целям (задачам)- изучается деятельность работника за прошедший период, связанная с осуществлением целей и задач; метод оценки по решающей ситуации- аттестационной комиссией готовится список описания «правильного» и «неправильного» поведения работников в отдельных ситуациях. Эти ситуации именуются «решающими». На основе изучения работы аттестуемого за период, предшествующий аттестации, изучения служебной характеристики, делается вывод о количестве «правильного» поведения в таких «решающих» ситуациях, также используются и др. методы оценки персонала.

Протокол заседания аттестационной комиссии ведет секретарь

По результатам проведения аттестации работников, руководитель приказывает: подтвердить соответствие занимаемой должности и разряда оплаты труда по Единой Тарифной Сетке.

Изучая результаты аттестации, руководитель разрабатывает рекомендации, свое отношение к повышению эффективности работы совместно с Комитетом по образованию и другими организациями. Комитет по образованию, в свою очередь, получает данные о прошедшей аттестации, разработки директора по вопросам эффективности работы в будущем, и совместно с Комитетом по образованию разрабатывает методические рекомендации, которые направляются в учреждение.

Особенность труда социальных работников состоит в том, что его результаты трудно поддаются прямому количественному измерению. Причем результаты труда часто становятся очевидными не сразу, а только по истечении определенного периода времени, иногда достаточно продолжительного. Но тем не менее к аттестации предоставляются все сведения о работе социального работника за прошедший период и делаются выводы об эффективности и результативности его труда.

Для того, чтобы работник всегда эффективно выполнял свою работу, необходимо корректно ему сообщить о результатах оценки. Для этого руководитель должен постараться дать работнику возможность расслабиться и подчеркнуть, что данная беседа является не дисциплинарным мероприятием, а встречей с целью обсуждения прошлой работы для того, чтобы дать рекомендации в будущей. Начинать беседу надо с положительных достижений работника, изложение недостатков следует размещать между двумя положительными результатами. Руководителю и аттестационной комиссии очень важно соблюдать эти моменты, быть объективными, чтобы в будущем человек не потерял веру в себя, интерес к профессии и мобилизовал свои усилия на эффективную работу.

Многие руководители современных организаций уже пришли к выводу, что без проведения аттестации и объективной оценки сотрудников по всем параметрам не добиться стабильной работы и в конечном итоге положительных результатов как деятельности учреждении, так и каждого из сотрудников. Следовательно, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все, как руководители, так и сотрудники.

Цель проведения А. - определение уровня квалификации работника на предмет соответствия его занимаемой должности.

Задачи А.: 1) административные: проверка квалификации и деловых качеств работника, определение уровня его профессиональной подготовки и получение объективной информации для пересмотра оплаты труда, повышения/понижения в должности, перевода на другую работу, увольнения и т.д.; 2) оценка качества управленческой деятельности (получение объективной информации для оценки качества управления организацией); 3) предоставление работникам обратной связи (оценка степени их профессионализма, соответствия требованиям организации), использование обратной связи; 3) развитие творческого потенциала сотрудников (определение целей развития и областей приоритетного обучения); 4) совершенствование процесса управления персоналом (дополнительный метод контроля за работой персонала, способ поддержания установленных стандартов деятельности, выяснение причин неудовлетворительной работы и т.д.).

Принципы проведения А. Корпоративная культура организации, несомненно, оказывает влияние на подготовку и проведение аттестации, однако обязательными считаются следующие условия: 1) гласность - ознакомление работников с порядком и методикой проведения аттестации. На аттестуемого составляется характеристика, которая может обсуждаться в коллективе структурного подразделения; 2) демократизм - учет всех мнений при подведении итогов аттестации; 3) результативность - обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам аттестации; 4) объективность - решение аттестационной комиссии принимается большинством голосов; 5) возможность обжаловать решение комиссии.

Подготовка к А. Первый, подготовительный этап аттестационного проекта - разработка принципов, регламентов и методик проведения аттестации. Подготовка к аттестации включает:

  • - определение целей и задач аттестации;
  • - выбор методики проведения аттестации и разработка критериев оценки;
  • - подготовку необходимой документации;
  • - организацию подготовительных мероприятий.

Документация. При А. используются следующие документы:

  • - распорядительные: приказы, положения, в том числе положение об аттестации, приказ о проведении аттестации;
  • - методические: инструкции, рекомендации, в том числе инструкция по хранению персональной информации; памятки для сотрудников, проходящих аттестацию;
  • - организационные: списки аттестуемых работников, графики проведения аттестации и т.д.;
  • - инструментальные (формы, бланки, необходимые для работы аттестационной комиссии, аттестационные листы и т.д.).

Система А., проводимая Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы совместно с Институтом дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, разработана в соответствии со стратегическими направлениями модернизации отрасли, современными требованиями динамично развивающейся системы социальной защиты населения; они ориентированы на создание механизмов устойчивого развития профессионального образования, системы его постоянного обновления с учетом социальных и экономических потребностей организаций социального обслуживания, интересов личности.

А. сегодня - это не просто оценка текущего состояния в области развития персонала и разработка рекомендаций, а фундамент для профессионального роста специалистов и достижение сотрудником профессионального “акме”.

Модель А. в отрасли социальной защиты населения города Москвы состоит из следующих этапов:

I. Подготовительный этап.

II. Формирование портфолио (личное дело).

III. Тестирование (на знание нормативно-правовых основ плюс психодиагностика).

IV. Собеседование с аттестационной комиссией.

V. Подведение итогов аттестации, принятие решения аттестационной комиссией.

А., являясь оценочной процедурой, способствует и профессионально-личностному развитию аттестуемых. Так как А. представляет собой процесс, состоящий из нескольких этапов, то уже на стадии подготовки к прохождению аттестации сотрудник начинает предпринимать активные действия по повышению собственного профессионального уровня: повторяет законодательство, нормативно-правовую базу, регламентирующую работу организации социального обслуживания, устраняет пробелы в знаниях, касающихся технологий социальной работы, начинает активно изучать передовой зарубежный и отечественный опыт социальной работы.

Одним из этапов аттестации является прохождение тестирования на знание нормативно-правовых основ. Такой блок тестирования, так психодиагностика, предназначен для выявления и определения уровня управленческого потенциала; оценки индивидуально-личностных особенностей аттестуемых; выявления профессионально важных качеств сотрудников; оценки деловых и эмоциональных взаимоотношений в коллективе, выявления неформальной структуры коллектива; прогнозирования поведения сотрудников в типичных ситуациях для оценки потенциальных рисков, связанных с их деятельностью др.

В комплексной процедуре аттестационных мероприятий формирование портфолио, которое готовит сам аттестуемый, занимает одну из ключевых позиций. Важно понять, как он определяет свои достижения, что он хочет продемонстрировать как результаты своей работы, поэтому неверным представляется стремление к некоему единообразию в оформлении и содержании портфолио.

Вместе с тем есть обязательные элементы портфолио: титульный лист, сведения об авторе, анализ результативности профессиональной деятельности, представленный в схемах и диаграммах, раскрывающих содержание профессиональной деятельности, перспективный план развития.

Аттестация проходит только в очной форме в формате вопросно- ответной беседы участника с членами аттестационной комиссии. Каждый аттестуемый демонстрирует свою профессиональную компетентность, практический опыт, использование инновационных технологий социального обслуживания, презентует себя как профессионала, представляет планы развития своей организации, отделения, а также собственное профессионально-личностное развитие.

Итоги и результаты А. способствуют:

  • 1) объективному определению профессионального уровня работников отрасли на соответствие профессиональным стандартам занимаемой должности;
  • 2) постоянному развитию профессионального уровня работников организаций социального обслуживания;
  • 3) ориентации руководителей и специалистов на освоение современных социальных, педагогических, психологических, информационных технологий;
  • 4) апробации современных моделей социальных практик;
  • 5) инициации и реализации профессионально-личностного потенциала работников организаций социального обслуживания.

Н.В. Лебедева

Лит.: Беляцкий Н.П. Управление персоналом: Учебник. 2-е изд. Мн.: Современная школа, 2010; Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник. М.: Проспект, 2010; Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Федорова И.А. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала: Учебно-практич. пособие. М.: Проспект, 2015; Мизинцева М.Ф.,Сардарян А.Р. Оценка персонала: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015.

30.05.2012 11:52

На территории находится 125 деревень. Была ещё не во всех.

В мои обязанности входит следующее:
- выезды в поселения
- патронаж неблагополучных и малообеспеченных семей
- выявление граждан, нуждающихся в надомном обслуживании
- выявление малообеспеченных граждан
- помощь в оформлении документов на социальные выплаты
= субсидии, ЕДВ, детские пособия
- помощь в оформлении документов на получение документов
= паспорта, удостоверения «Ветеран труда», «многодетная семья» и др.
- прием и выдача гуманитарной помощи
- участие в работе ИДН, Совета ветеранов, в работе школы
- разъяснения по мере возможности законы и постановления о соц. работе
- прием документов на материальную помощь
- различные консультации

В 2011 году обратилось 668 человек из них:
- пенсионеров - 142 человека, инвалидов – 108 человек, семья – 352, бомжи – 6 человек, из МЛС – 4 человека, трудоспособное население – 56 человек.

За материальной помощью обратилось 273 человека. Выдано материальной помощи 495408 рублей.
- оплата за дополнительное питание в школе, оплата летних школьных лагерей, канцелярские наборы (73 шт), оплата проведения газа, покупка дорогостоящих медикаментов, продуктовые наборы, оплата ремонта домов, материальная помощь после пожара и др.
При трудной жизненной ситуации оформляется ежемесячное пособие, которое назначается от 3 до 12 месяцев. Сумма назначается в зависимости от материального положения.
Для ветеранов труда, у которых пенсия ниже прожиточного минимума, оформляется ежеквартальное пособие (у нас их 4 человека)
Шалимово
Материальная помощь – 98200 руб
Ежемесячное пособие – 33000 руб
Прод. наборы – 4000 руб
Оплата за летний лагерь в школе – 5850 руб
Канц. наборы – 6823,73 руб
ИТОГО: 147873,73
Батран
Материальная помощь – 50400 руб
Ежемесячное пособие – 57000 руб
Прод. набор – 8000 руб
Оплата лагеря – 3000 руб
Канц. товары – 10787,66 руб
ИТОГО: 129187,66 руб
Мусора
Материальная помощь – 87800 руб
Ежемесячное пособие – 39000 руб
Оплата лагеря – 4950 руб
Канц наборы – 10969,55
ИТОГО: 142719,55 руб

Домозерово
Материальная помощь – 47000 руб
Прод. наборы – 6500 руб
Оплата лагеря – 3000 руб
Канц. наборы – 4394,16
ИТОГО: 60894,16

За помощью по оформлению документов на субсидии, ЕДВ, детские пособия, оформление удостоверений обратилось 138 человек.

Дана консультация 232 человекам.

В поселения выезжаю по графику один раз в месяц, но, смотря, по ситуации езжу и чаще. Также выезжаю с работниками соц. защиты, с работниками ОДН по трудным семьям, по жалобам. Выделяют машину Глава администрации Ковтунович Л.Т., заместители поселения Веролайнен В.А., Суслова Т.В., Головин Н.И.

Организован волонтерский отряд из учеников Домозеровской школы (9 человек) – которые принимают участие в поздравлении ветеранов, семьи с профессиональными праздниками, готовят им поделки, проезжают по деревням с поздравлениями на 9 мая, на день пожилого человека.
В Шалимовской школе, Мусорской, Батранской дети тоже принимают участие в этих мероприятиях.
Посещаю ветеранов и инвалидов на дому, тех, кто не выходит из дома. По надобности вызываю мед. работника к ним.
Пенсии у наших ветеранов стали поприличнее, поэтому обращений по поводу материальной помощи немного. В основном обращаются те, кто сделал зубопротезирование, какие –то операции платные, купили лекарства дорогостоящие по рекомендации врача.
Заявление на материальную помощь по платным мед. показаниям принимаются в течение месяца, т.е. по истечении месяца подтверждающие документы на материальную помощь не принимаются.
Если ветераны или малообеспеченные семьи сделали в доме ремонт, поменяли электропроводку и затратили много денежных средств, можно подать заявление на мат. помощь. При этом нужны ксерокопии подтверждающих документов, справка о составе семьи, доходы семьи.

Можно получить бесплатную юридическую консультацию в управлении социальной защиты населения.

Тем, кто нуждается в надомном обслуживании. сначала даю консультацию, а потом после написания заявления, вызывается начальник отдела по надомному обслуживанию. Она объясняет права ветерана и обязанности соц. работника.
Некоторые ветераны нуждаются в оформлении в социальные учреждения. Для этого надо пройти мед. комиссию. Если ветеран не может самостоятельно пройти мед. комиссию или у него нет ближайших родственников для помощи, помогаю им.
В настоящее время есть места в Доме ветеранов. Но документы оформляются через Вологду.

Осуществляю патронаж неблагополучных и малообеспеченных семей. Помогаю им консультацией по различным вопросам, выдаю гуманитарную помощь, помогаю с обеспечением дровами по льготной цене (это в основном в Домозерово), провожу разъяснительные беседы, помогаю с оформлением материальной помощи.

В комплексном центре «ЛАД» имеется социальное такси. Раньше оно пользовалось спросом, сейчас, когда поднялись цены, в нашей стороне его практически не заказывают. Но услуга эта осталась, поэтому, когда кому - то надо - заказывайте. Т. 21-39-50

Практический опыт применения аттестации социальных работников на примере сочинского КЦСО «Чайка»

Практический опыт применения аттестации социальных работников был рассмотрен на примере Сочинского Комплексного Центра Социального Обслуживания (КЦСО) «Чайка».

Юридический адрес Центра: Сочи, Дагомыс, ул. Делегатская 12.

В исследовании процесса аттестации были применены следующие методы:

  • 1. Анкетирование,
  • 2. Анализ документов (в КЦСО были изучены все документы, касающиеся работы центра и непосредственно процесса аттестации); наблюдение (сбор первичной информации об аттестации, работе всех отделений и работников центра);
  • 3. Личная беседа (беседы с директором центра, заместителем директора по социальной работе, начальником отдела кадров, секретарем с фиксированием беседы на бумаге).

Центр начал свою работу 1 сентября 1996 года. На обслуживании в центре состоят 4 тысячи человек. КЦСО «Чайка» активно сотрудничает с Управлением социальной защиты населения, Советом ветеранов Районного управления социальной защиты населения, поликлиниками, обществом жертв политических репрессий, с торговыми предприятиями, кинотеатрами, Краснодарским заводом лекарственных средств.

В структуру деятельности центра входят:

отделение первичного приема, анализа и прогнозирования (осуществляется первичный прием, выявление потребностей в услугах; диспетчерская работа, информационная, рекламно-пропагандическая, аналитико-прогностическая, методическая работы);

отделение срочного социального обслуживания (оказание неотложной помощи разового характера (продуктовые наборы, гуманитарная помощь) гражданам, попавшим в экстремальные условия и остро нуждающимся в социальной поддержке; консультации (юридические, психологические));

отделение помощи семье и детям (осуществляется социально-правовая помощь, работа с семьей, социальная реабилитация, профилактика безопасности, социальный патронаж);

отделение социального обслуживания на дому (надомное обслуживание инвалидов 1 и 2 группы, пенсионеров, участников Великой Отечественной Войны);

отделение социально-медицинского обслуживания на дому (обслуживание подопечных частично или полностью утративших способность к самообслуживанию);

отделение дневного пребывания (реализация индивидуальных программ реабилитации, организация питания, трудотерапия, культурно-массовые мероприятия, организация досуга);

отделение медико-социальной реабилитации (лечебная физическая культура, мануальная терапия, фитотерапия, массажи, кабинет психологической разгрузки);

отделение психолого-педагогической помощи (трудовая терапия, профессиональная ориентация, психотерапия, психокоррекция, экстренная психологическая помощь (телефон доверия)).

Аттестация работников КЦСО была проведена 17 декабря 2006 года. Предварительно приказом директора центра был подготовлен список лиц, подлежащих аттестации на этот период, графики ее проведения в подразделениях, утвержден состав комиссии, правила и критерии проведения аттестации. Представлен к аттестации состав из пяти человек: заведующая отделением дневного пребывания, специалист по социальной работе отделения срочного социального обслуживания, социальный работник отделения социального обслуживания на дому, медицинская сестра отделения медико-социальной реабилитации, бухгалтер.

Заместителем директора по социальной работе составляется план проведения аттестации в соответствии с Положением «О порядке проведения аттестации работников учреждений и организаций, подведомственных Комитету социальной защиты населения г. Москвы, находящимся на бюджетном финансировании»

Зачитывается приказ о проведении аттестации, список аттестуемых.

К аттестации готовится следующая документация:

должностные инструкции;

отзыв (характеристика);

служебная характеристика (пишется заведующими отделениями и заместителем директора по социальной работе).

Протокол заседания ведет специалист по ПК (секретарь).

Приглашается аттестуемый.

Представление-отзыв зачитывает секретарь.

Служебную характеристику зачитывает заведующий отделением.

Вопросы комиссии к аттестуемому.

Замечания и предложения как со стороны аттестуемого, так и со стороны комиссии.

На предварительном этапе, до аттестации, директор отдела кадров с использованием биографического (историковедческого) метода осуществляет сбор информации об аттестуемых: проводится анализ кадровых данных (документы об образовании, изучение трудовой книжки и т.д.). Все данные направляются в отделения, где работают аттестуемые.

К заседанию комиссии готовятся аттестационный лист, отзыв (характеристика) на аттестуемого, служебная характеристика. В центре на заведующую отделением дневного пребывания характеристика была написана заместителем директора по социальной работе; на специалиста по социальной работе отделения срочного социального обслуживания- заведующей отделением срочного социального обслуживания; на социального работника отделения социального обслуживания на дому- заведующей отделением социального обслуживания на дому.

Следует отметить, что перед написанием отзыва и служебной характеристики, заведующий отделением используя метод интервьюирования (собеседования) беседует с работником в режиме «вопрос-ответ» для получения дополнительных данных о нем; используя метод анкетирования проводит опрос человека с помощью анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа; применяет так называемый социологический опрос - беседует с работниками разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека для последующей объективной его оценки; метод наблюдения позволяет наблюдать за работником в неформальной (на чаепитиях и т.д.) и рабочей обстановках (фотография рабочего дня); применяется также метод экспертной оценки (определение совокупности и получение экспертных оценок идеального и реального работника); а также используется метод «критического инцидента» - руководитель создает критическую ситуацию (например, недовольство клиента КЦСО по поводу плохо оказанной услуги) и оценивает поведение работника в процессе ее разрешения (идет на конфликт, принимает сложное решение, уходит от конфликта и т.д.)

На основании полученных данных, в служебной характеристике отражаются:

Профессионально-этическая компетентность

наличие образования

профессиональная компетентность (знания, умения, опыт)

степень активности в работе

коммуникабельность

мотивация к деятельности социального работника

психологическая устойчивость

интеллигентность, культурный уровень

уровень соблюдения принципов, этика социального работника

отзывчивость, сопереживание, сострадание работников социальных служб.

Качества специалистов социальной работы, необходимые в выполнении должностных обязанностей

умение выслушать клиентов

доброжелательность, отзывчивость

компетентность, знания, кругозор

умение логично мыслить

бескорыстие, честность

умение принимать практические решения

высокая общая культура

умение организовать помощь, добиться решения проблем клиента (эффективность в делах)

личное обаяние

умение опираться на профессиональную помощь своих коллег по работе

умение работать в команде

уважение к точке зрения клиента

Результаты работы за период, предшествующий аттестации.

Вместе с тем, к заседанию готовятся и должностные инструкции на работников для оценки выполнения ими должностных обязанностей.

Приказом директора КЦСО «Чайка» был разработан примерный перечень показателей для оценки квалификации работников:

  • 1. Образование.
  • 2. Стаж работы по специальности.
  • 3. Профессиональная компетентность.
  • 3.1. Знание необходимых нормативных документов, регламентирующих деятельность.
  • 3.2. Умение оперативно принимать решения для выполнения стоящих задач.
  • 3.3. Качество выполнения работы.
  • 3.4. Способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем.
  • 3.5. Своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты работы.
  • 3.6. Интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы).
  • 3.7. Умение работать с инвалидами и престарелыми гражданами.
  • 3.8. Способность прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных (для заместителей, заведующих отделениями).
  • 3.9. Способность в короткие сроки осваивать вопросы, обеспечивающие повышение эффективности труда и качество работы.
  • 4. Производственная этика, стиль отношения с коллегами и клиентами.
  • 5. Способность к творчеству и предприимчивости.
  • 6. Участие в коммерческой деятельности.
  • 7. Способность к самооценке, состраданию и пониманию нетрудоспособных граждан.

На этапе проведения аттестации зачитывается отзыв, служебная характеристика, изучается работа аттестуемого за прошедший период, задаются вопросы. Аттестационная комиссия использует наиболее распространенные методы оценки результативности труда: метод заданного (вынужденного) выбора - комиссия выбирает из набора описаний работника те, которые ему соответствуют. Типичный набор таких описаний включает показатели для оценки квалификации работников, разработанные директором КЦСО. Эффективность труда работника оценивается по большому количеству выбранных положительных описаний; описательный метод оценки - комиссия описывает преимущества и недостатки поведения работника в осуществлении профессиональной деятельности; управление по целям (задачам) - изучается деятельность работника за прошедший период, связанная с осуществлением целей и задач как КЦСО, так и социальной работы в целом; метод оценки по решающей ситуации - аттестационной комиссией готовится список описания «правильного» и «неправильного» поведения работников в отдельных ситуациях. Эти ситуации именуются «решающими».

На основе изучения работы аттестуемого за период, предшествующий аттестации, изучения служебной характеристики, делается вывод о количестве «правильного» поведения в таких «решающих» ситуациях, также используются и др. методы оценки персонала.

Протокол заседания аттестационной комиссии ведет секретарь. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствии аттестуемого.

По результатам проведения анкетирования работников КЦСО «Чайка» в соответствии с планом аттестации на 2007 год, согласованным с Управлением Социальной Защиты населения Восточного Административного Округа, руководитель приказывает:

подтвердить соответствие занимаемой должности и разряда оплаты труда по Единой Тарифной Сетке следующим работникам…………

подтвердить соответствие занимаемой должности и установить с 01.01.2002 г. следующие разряды оплаты труда по ЕТС следующим работникам.

Следует отметить, что в связи с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31.05.2001 г. № 45, изменился диапазон разрядов оплаты труда по должности «социальный работник» с 3-8 на с 5 по 8.

Большое значение итоги аттестации имеют для руководителя КЦСО как специалиста по управлению персоналом. Изучая результаты аттестации, руководитель разрабатывает рекомендации, свое отношение к повышению эффективности работы совместно с Управлением социальной защиты населения и другими организациями.

Управление социальной защиты населения, в свою очередь, получает данные о прошедшей аттестации, разработки директора центра по вопросам эффективности работы в будущем, и совместно с Комитетом социальной защиты населения г. Краснодара разрабатывает методические рекомендации, которые направляются в центр.

error: