Виды коносамента. Что такое коносамент и как его правильно оформить? Морской коносамент

Коносамент (англ. Bill of lading, B/L, BOL)
Это основной товаросопроводительный документ, служит доказательством договора между судоходной компанией и грузоотправителем, что транспортная компания берет на себя право перевезти груз от имени грузоотправителя до указанного пункта назначения.
Используется непосредственно для морских перевозок.

Основная функция коносамента - право собственности на груз с указанными полномочиями и ответственностью сторон. Коносамент печатается на специальном бланке судоходных линий, число экземпляров коносамента может быть разное, обычно три экземпляра. На всех трех экземплярах заполняется одинаковая информация и ставиться одна дата, оригиналы выдаются на транспортную компанию, осуществляющую перевозки, на грузовладельца, а также грузополучателя. На всех оригиналах ставиться пометка "Original", все экземпляры имеют одинаковую юридическую силу.

Кем выдаётся?
Коносамент выдаётся транспортными компаниями грузоотправителю в подтверждение того, что груз принят на борт судна, в дальнейшем, по прибытию груза в порт назначения, коносамент должен быть предъявлен получателем для получения груза.
Кроме подтверждения прав собственности на груз, у коносамента существуют и другие функции:
а) Коносамент является подтверждающим документом для перевозчика, что он принял товар согласно количеству мест, объему и наименованию по указанному количеству и наименованию грузовладельца;
б) так же К. является документом, передающим право на владение груза;
в) служит своего рода договором о перевозках.
Важно, чтобы в договоре о перевозке с транспортной компанией информация о том, на каких условиях осуществляется перевозка, соответствовала информации, указанной в коносаменте.
При выдачи оригиналов коносамента грузополучатель должен предъявить эго в порту, всё остальные экземпляры автоматически теряют силу. В случае с электронным коносаментом если все условия со стороны клиента и завода выполнены, то транспортная компания должна сделать телекс-релиз, подтверждающий разрешение на получение груза

Коносамент необходим не только для грузополучателя, а так же нужен для перевозчиков, отправляющих Ваш груз в порту . Если вы работаете на условиях ФОБ, то агент сделает открепление груза только после того, как производители оплатят внутренние расходы судоходной линии. К ним относятся букирование судна, падача контейнера, погрузка, оформление документов, расходы на затаможку, составление упаковочного листа и т.д.
На сегодняшний день электронные коносаменты стали наиболее популярными, преимуществами электронного коносамента являются скорость, гибкость и безопасность, кроме того можно менять право собственности на груз, либо внести изменения в коносамент пока он в пути, иными словами, переделать на новый.

Существуют разные виды коносаментов: именной, ордерный сквозной и на предъявителя.

Именной коносамент (straight bill of lading) - выписывается на определенного получателя или компанию, в нем указывается информация о том, что товар должен быть доставлен определенному получателю, с указанием его наименования и адреса. Такой коносамент также называют необоротным.
Ордерный коносамент (to-order bill of lading)- классический коносамент, широко используется в международной торговле. Подразумевает, что грузоотправитель в праве передать свои права третьим лицам, поставив свою подпись - индоссамента, кол-во индоссаментов может быть неограниченное.
Сквозной коносамент (through bill of lading) - означает, что перевозка осуществляется двумя и более судоходными линиями, либо морская перевозка составляет лишь часть от общей перевозки. Удобен для грузоотправителя для того, чтобы не заключать договоры с несколькими перевозчиками, перевозчик берет на себя всю организацию перегрузок с последующими перевозками.
Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) - выдается в том случае, если продукт передается любому лицу простым вручением, в практике используется крайне редко.

Информация указываемая в коносаменте:
1. Информация о грузе, кол-во мест, вес, объем груза, а также описание и характеристики груза;
2. Кто является перевозчиком, местонахождение основного бизнеса;
3. Название судна;
4. Информация о грузоотправителе;
5. Информация о грузополучателе;
6. Порт погрузки - выгрузки товара;
7. Информация о том, на каких условиях осуществляется перевозка;
8. Дата выдачи коносамента, место и количество копий;
9. Информация об оплате фрахта;
10. Вид коносамента.

Сущность коносамента - страница №1/1

Сущность коносамента

Основная цель коносамента - предоставить владельцу товаров, на которые коносамент распространяется, возможность быстро сбыть их, хотя товары не находятся в его руках, а удерживаются перевозчиком. Если товары находятся в море, например, на пути из Лондона в Сингапур и коносамент пересылается авиапочтой покупателю в Сингапуре, в связи с чем покупатель становится собственником товаров, коносамент, представляющий эти товары, позволяет покупателю заложить их в сингапурском банке или перепродать покупателю в Нью-Йорке. Коносамент является детищем торгового обычая, типичным инструментом международной торговли. Он стал применяться в XVI веке. В учебнике по торговому праву, изданном в 1686 г., указывалось, что “коносаменты должны обычно присутствовать в отпечатанном виде во всех местах и на нескольких языках”. Сущность коносамента как титульного документа была впервые признана судами в 1794 г. в деле Lickbarrow v. Mason.

С юридической точки зрения коносамент является:


  1. официальной квитанцией судовладельца, подтверждающей, что товары, которые предположительно находятся в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или по крайней мере получены под охрану судовладельца для цели отправки;

  2. меморандумом договора перевозки, повторяющим в деталях условия договора, который фактически заключается до подписания коносамента;

  3. товарораспорядительными документами на товары, позволяющими покупателю распорядиться ими путем передаточной надписи и предоставления коносамента.
Виды коносаментов

Бортовые коносаменты и коносаменты на принятый для погрузки груз

Если только товары не перевозятся в контейнерах, коносаменты обычно называются “бортовыми” (shipped), но иногда используются коносаменты на груз, принятый для погрузки (received for shipment).

Разницу между этими видами коносаментов можно увидеть на следующих примерах:

Отгружен (shipped) в хорошей состоянии... (кем) ... на борт парохода или теплохода... и

Получен (received) в хорошем состоянии от... для отгрузки на борт судна...

Коносамент на груз, принятый на борт судна, называется также “бортовым” коносаментом, особенно в США. Английские бизнесмены, делающие покупки в США, обычно говорят о “бортовом морском коносаменте”, если хотят получить “коносамент на груз, принятый на борт судна”, как он понимается в Великобритании. Практическая разница между бортовым и небортовым коносаментом имеет важное значение.

Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он признает, что груз погружен на борт судна. Когда же он выдает коносамент для погрузки на борт судна, он лишь подтверждает, что товары доставлены под его охрану. В этом случае товары могут быть складированы на судне или на складе под его контролем. Тем самым коносамент о принятии к погрузке (received) является менее ценным, чем бортовой (shipped), в том смысле, что он не подтверждает начало погрузки. Покупатель по договору СИФ не обязан принимать небортовой (received) коносамент как часть грузовых документов, и он может настаивать на бортовом, если только иное не согласовано сторонами договора купли-продажи или принято в конкретной области торговли. В деле Yelo v. S. M. Machado & Со. Ltd, условия аккредитива предусматривали бортовые коносаменты. Судья Селлерс постановил, что передачи небортового коносамента (на котором не стояла дата отгрузки) было недостаточно.

Грузоотправитель имеет право во всех случаях, к которым применим Закон о морских перевозках грузов 1971 г., требовать от судовладельца:


  1. выдачи коносамента после поступления товаров в ведение судовладельца - ст. Ш (3). На этой стадии судовладелец обязан только выдать коносамент о принятии к погрузке, но если товары фактически погружены на судно, он обязан выдать бортовой коносамент;

  2. выдачи бортового коносамента после погрузки товаров на судно - ст. Ш (7). Правила предусматривают, что, если предварительно был выдан другой титульный документ, например небортовой коносамент на те же товары, судовладелец может связать документ в порту отгрузки с названием судна, на которое погружены товары, и с датами отгрузки, указав, что товары уже находятся на борту, и при этом документ должен обладать теми же характеристиками, что и бортовой коносамент. Указание на небортовые коносаменты не является обычной практикой в Великобритании, но применяется в США.
Коносамент на контейнер, выданный на наземной погрузочной станции линии контейнерных перевозок, неизменно является коносаментом о принятии к отгрузке.

Когда установлена аккредитивная форма расчетов, в аккредитиве может быть определено, что прилагаемые коносаменты должны быть чистыми бортовыми, ордерными и с бланковым индоссаментом.

Коносамент о принятии к отгрузке не отвечает этим требованиям, так как не является “бортовым”, однако UCP подобно Правилам Гаага-Висби приравнивают должным образом оформленный небортовой коносамент к бортовому. UCP (в ред. 1983 г.) в ст. 27 (b).

Оборотные и необоротные коносаменты

Коносаменты могут выполнять свою основную функцию, которая заключается в том, что лицо имеет возможность распоряжаться товарами, которые уже вышли из-под его контроля, только в случае, когда они по крайней мере в какой-то степени оборотные (negotiable). Однако торговый обычай затронул грузы в меньшей степени, чем кредиты, поэтому оборотность коносаментов менее развита по закону, чем векселей.

Коносаменты подобно векселям могут выписываться на предъявителя или на конкретное лицо либо по его приказу (ордерные). При оформлении на предъявителя они передаются путем передачи, в то время как ордерные коносаменты передаются передаточной надписью (индоссаментом) и вручением. На практике коносаменты на предъявителя используются редко, поскольку коносамент - товарораспорядительный документ, который представляет собой символ указанных в нем товаров. Передача коносамента влечет за собой передачу таких прав на товары, которые стороны желают передать, например право собственности, если товары проданы и стороны намереваются передать право собственности с передачей коносамента, или право владения, если товары заложены. Именно качество коносамента как документа титульного характера, который, хотя логически и отличается от своего способа передачи, придает большое практическое значение последнему; благодаря тому, что коносамент становится оборотным, груз тоже фактически становится оборотным. Отсюда следует, что покупатель, который в договоре купли-продажи предусмотрел “оборотные” коносаменты, имеет право отклонить необоротные.

Оборотность коносаментов менее развита по сравнению с векселями в двух аспектах. Во-первых, вексель является оборотным сам по себе (если только это прямо не исключено), коносамент становится оборотным лишь в случае, когда он был таким оформлен. Грузоотправитель при подготовке проекта транспортного документа имеет право сделать его таким, каким он может использоваться грузополучателем как средство передачи товаров, представленных коносаментом, или просто для получения от судовладельца формальной квитанции, подтверждающей доставку товаров конкретному лицу.

В левом углу современного коносамента обычно указывается:

“Грузополучатель (если по его приказу / order) укажите: известите сторону (notify party)”. Если грузоотправитель намеревается получить оборотный коносамент, он заполняет это место, вставив термин “по приказу” и добавив фамилию грузополучателя (отправитель груза может указать себя в качестве его получателя).

Грузоотправитель, который желает получить необоротный коносамент, не вписывает в коносамент слова “по приказу”, а указывает фамилию получателя груза в следующей рамке. Значение этой процедуры заключается в том, что отправитель может передать право собственности на товар получателю, передав ему свой коносамент, однако получатель груза не может передать это право третьему лицу, передав коносамент.

Второй аспект, которым оборотность коносаментов отличается от оборотности тратты, заключается в том, что держатель коносамента, в отличие от держателя тратты, не может приобрести лучший титул, чем имел его предшественник. Он не может получать “свободу прав” (free of equities). Это важное различие, и оно означает, что, когда оборотный коносамент получен обманным путем и индоссирован добросовестному индоссату за соответствующий эквивалент, последний не приобретает право собственности на представленные коносаментом товары. Та же ситуация возникает и с траттой, правильной по внешним признакам (on its face), непросроченной и неакцептованной, дает индоссату все права, возникающие по такой тратте. Из-за этого различия иногда отрицают, что коносамент - это оборотный документ, и называют его “квазиоборотным”.

Но в двух исключительных случаях закон предоставляет возможность добросовестному индоссату получить (на основе тщательно оговоренных условий) лучший титул, чем был у его предшественника; в частности, ст. 2 (1) Закона о факторах 1889 г. защищает индоссата, который получил коносамент от фактора (агента), превысившего свои полномочия. В статье 47 (2) Закона о купле-продаже товаров 1979 г. предусмотрено, что право продавца на удержание товаров, если он не получил за них платеж, и их остановку в пути аннулируется предшествующей передачей коносамента покупателем индоссату, который приобретает его добросовестно и возмездно.

Традиционная форма оборотных коносаментов предпочтительнее в некоторых видах международного бизнеса, но чаще применяется необоротная форма. Оборотная форма коносаментов обычно применяется в торговле такими товарами, как зерно или нефть, где коносаменты на товары в пути покупаются и продаются по цепочке договоров с оговоркой, по которым посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии. Оборотные коносаменты используются и в случаях, когда покупатель намеревается или по крайней мере предполагает заложить коносаменты как дополнительное обеспечение в банк до прибытия товаров. Есть и другие варианты, в которых оборотный коносамент предусматривается в договоре между экспортером и иностранным импортером. С другой стороны, если предполагается, что получатель сам примет товары по прибытии судна и не будет иметь дела с коносаментами, достаточно необоротного коносамента.

Сквозные коносаменты

Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки, товары должны перевозиться другими наземными и морскими перевозчиками, может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками, которые должны перевозить груз на последующих стадиях перевозки. Необходимость в сквозном коносаменте возникает, например, когда товары должны быть вывезены из Великобритании в такие места, как Багдад. Сквозные коносаменты используются также, когда “сама морская перевозка разделена на отдельные стадии, которые осуществляют разные судовладельцы путем перегрузки”. Но допускает ли договор перевозки, как видно из коносамента, перегрузку - это уже другой вопрос, который рассматривался ранее. Сквозные коносаменты все больше используются в современных перевозках.

Необоротные линейные транспортные накладные; экспедиторские расписки; грузовые сертификаты

В последнее время, прежде всего из-за увеличения объема контейнерных перевозок морем, значительно возросло использование необоротных транспортных документов, выдаваемых перевозчиком. Уже отмечалось, что необоротного документа достаточно в том случае, когда предполагается получение груза получателем по прибытии судна, но в некоторых видах бизнеса, где применяются коносаменты либо предполагаются определенные финансовые соглашения, требуется оборотный коносамент.

Необоротным транспортным документом может быть необоротный коносамент или же просто квитанция (расписка) перевозчика, подтверждающая получение им товаров либо их отправку. Если документ является необоротным коносаментом, к договору применяются Правила Гаага-Висби при условии, что удовлетворены требования для применения Закона о морских перевозках грузов 1971 г. Если транспортный документ является просто квитанцией. Правила не действуют, кроме случая, когда в документе прямо говорится об их применении.

Необоротная квитанция называется судовой или рейсовой транспортной накладной (liner waybill), либо квитанцией на груз (data freight receipt), например документ, выданный ACL или Intercargo, но используются и другие обозначения. Необоротные документы такого рода применяются и в обычных, и в контейнерных перевозках; как правило, они выдаются в форме “получено для отправки” (received or shipment). Общее для них то, что они включают в себя условия договора морс кой перевозки только путем ссылки на коносаменты, которые выданы конкретными перевозчиками, но не содержат текста этих условий на обороте, что характерно для стандартных коносаментов. Поэтому такие документы иногда называются в обиходе “коносаменты с незаполненной обратной стороной” (blank back).

Грузовые сертификаты (shipping certificate) бывают двух видов. Они выдаются либо перевозчиком (особенно на короткие морские маршруты), либо экспедитором (который не является перевозчиком). В обоих случаях это просто квитанции (расписки), подтверждающие, что лицо, которое их выдало, взяло товары под свою опеку.

Дата коносамента

Правильное датирование коносамента имеет важное значение. Точная дата бортового коносамента - это дата принятия груза на борт, а небортового (received) - дата, когда товары поступили в распоряжение перевозчика. Если небортовой коносамент обозначен как “бортовой”, дата отгрузки товаров указывается в таком обозначении и не совпадает с датой получения товаров перевозчиком. Когда погрузка длится несколько дней, в коносаменте указывается дата завершения погрузки, однако по торговому обычаю может быть указана и дата начала погрузки.

Дата коносамента имеет значение в трех юридических аспектах: в договоре перевозки, в договоре купли-продажи и для банков при аккредитивной форме расчетов.

В отношении договора перевозки уже отмечалось, что грузоотправитель вправе требовать датирования коносамента правильной датой. Если капитан судна (или иной агент перевозчика) по небрежности ставит в коносаменте неправильную дату, перевозчик несет ответственность за ущерб как принципал при условии, что отправитель груза докажет, что ущерб связан с указанием неправильной даты, поскольку существует подразумеваемое обязательство проявить должное внимание при проставлении даты в коносаменте; однако положение может быть иным, если неправильная дата является результатом небрежности со стороны грузоотправителя.

Дата коносамента может также иметь значение в договоре купли-продажи. Предъявление неправильно датированного коносамента, по крайней мере в договоре СИФ, рассматривается как нарушение условия и дает право покупателю отклонить коносамент, а договор считать расторгнутым (если только нарушение не может рассматриваться как нарушение неопределенного срока), даже если товары фактически отгружены в договорный срок. В деле Almak было согласовано, что покупной ценой товара (газойля) должна считаться цена на дату коносамента. Товары были погружены 27 июня, но на коносаменте стояла дата 22 июня, и капитан подписал ее, не обратив внимания на неправильную дату. Цена была рассчитана по состоянию на 22 июня вместо 27. Рыночная цена опустилась на 7 ф.ст. между этими двумя датами, в результате чего покупатель заплатил продавцу больше того, что он должен был заплатить, если бы не неправильная дата. Иск покупателя, который зафрахтовал судно для перевозки купленных им товаров, к судовладельцу был отклонен, потому что неправильная дата в коносаменте была указана по его вине, поскольку именно он - покупатель - передал (по небрежности) неправильно датированный коносамент на подпись капитану.

Когда платеж производится по аккредитиву, в нем часто указывается дата отправки груза помимо даты истечения срока аккредитива, которая указывается в каждом аккредитиве.. И здесь имеет значение дата коносамента. Выдающее коносамент лицо, если оно умышленно датирует его задним числом, чтобы увязать с датой отправки по аккредитиву, действует мошеннически, и в вопросе выдачи коносамента нет различия между подделкой коносамента и умышленным указанием в нем более ранней даты. Но в руках несведущего лица умышленно неправильно датированный коносамент далек от того, чтобы быть недействительным; фактически он вполне действителен. В деле United City Merchants (Investments) Ltd. v. Royal Bank of Canada, служащий экспедитора датировал коносамент задним числом, однако отправитель груза не имел представления об обмане, поэтому было признано, что банк, который подтвердил аккредитив, был обязан рассчитаться по аккредитиву, датированному задним числом.

Описание товаров в коносаменте

На полях коносамента, поскольку он является распиской судовладельца за товары, содержится их описание. Оно, возможно, - важнейшая часть всего коносамента, потому что получатель груза или индоссат коносамента обычно не имеют возможности проверить утверждение покупателя о количестве и качестве путем осмотра и платит покупную цену на основе описания товаров судовладельцем по коносаменту. Нередко разочарованные покупатели пытаются, и часто успешно, обвинить судовладельца в неточном описании товаров в коносаменте, но изобретательные судовладельцы разработали оговорки для ограничения своей ответственности.

Согласно ст. Ш (3) Правил Гаага-Висби грузоотправитель имеет право требовать, чтобы коносамент, который владелец обязан выдать ему, содержал следующие основные пометки и другие данные:


  • необходимые для идентификации товаров, как они представляются в письменном виде грузоотправителем до погрузки таких товаров при условии, что эти пометки проштампованы или иначе четко обозначены на товарах без упаковки, или же при наличии упаковки таким образом, чтобы они оставались читаемыми до конца рейса;

  • о количестве мест или единиц, о количестве либо весе груза в зависимости от обстоятельств так, как это указано письменно отправителем;

  • о внешнем виде и состоянии товаров:
при условии, что ни перевозчик, ни капитан или агент перевозчика не будут обязаны отражать в коносаменте маркировку, количество или вес, если есть достаточные основания считать, что они неправильно указывают данные о товарах, которые фактически получены или которые нельзя проверить.

Когда судовладелец подтверждает, что полученные товары “находятся во внешне (apparent) хорошем состоянии”, он выдает “чистый коносамент”; если же такого подтверждения нет, выдается коносамент с оговорками (claused). Статья 84 (а) UCP в ред. 1983 г. дает следующее определение чистого транспортного документа:

Чистым транспортным документом является документ, не имеющий дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки.

Коносамент как товарораспорядительный документ

Как уже было сказано, основная цель коносамента - предоставить возможность лицу, имеющему право на товары, которые представлены коносаментом, распоряжаться товаром, пока он находится в пути. По торговому обычаю обладание коносаментом во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, и передача коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров. Таким образом, коносамент является символом товаров или ключом к ним. Следует иметь в виду это свойство коносамента при обращении с ним как с товарораспорядительным документом.

Здесь следует отметить два момента. Во-первых, передача коносамента представляет собой символическую передачу права владения товаром, но не обязательно передачу права собственности на них. Передача коносамента влечет за собой передачу таких прав на товары, которые стороны намереваются передать. Когда отправитель груза или индоссат коносамента является агентом отправителя в порту назначения, очевидно, что стороны, передавая коносамент, намереваются только передать право требовать выдачи товаров от перевозчика после их прибытия, а не право собственности на них. Когда грузоотправитель или индоссат является банкиром, который дает деньги под обеспечение представленными коносаментом товарами, стороны скорее всего намереваются (передачей коносамента) передать в пользу банкира обременение или залог, но не собственность на товары. В отношениях между продавцом и покупателем применяются правила, относящиеся к передаче собственности, которые рассматривались ранее. Когда груз неиндивидуализирован, например часть насыпного груда, право собственности обычно не переходит при передаче коносамента. Когда же товары индивидуализированы, то вопрос о передаче права собственности на них при передаче коносамента зависит от намерения сторон. Часто это имеет место, когда продавец является стороной по договору СИФ (равно как и в других типах договоров международной торговли) и намерен сделать это; но следует напомнить, что выдача коносамента на имя покупателя не обязательно означает намерение продавца передать право собственности ему.

Во-вторых, только лицо, обладающее коносаментом, вправе претендовать на передачу ему товаров перевозчиком. Последний не несет ответственности, если он вручает товары держателю первого оригинального коносамента, который ему представлен (даже если он является единственным в комплекте), и он может не интересоваться титулом держателя коносамента или местом нахождения других его частей. Коносамент сохраняет характер товарораспорядительного документа вплоть до окончания действия договора морской перевозки до доставки товаров по коносаменту, и перевозчик не отвечает за неправильную доставку товаров, если только не знает о дефектах в праве держателя коносамента. Когда перевозчик (или его агент) вручает товары лицу, которое не является держателем коносамента, он делает это на свой риск. Если это лицо - не истинный владелец, перевозчик отвечает перед последним за непередачу товаров. На практике перевозчик обычно категорически настаивает на предъявлении коносамента лишь в тех случаях, когда коносамент уже предъявлен, но вызывает сомнение личность грузополучателя или при других исключительных обстоятельствах перевозчик иногда выдает товары по гарантийным письмам, которые должны в ряде случаев предоставлять банки.

Импортные операции невозможно осуществлять, не обладая определенным опытом общения с соответствующими учреждениями и подготовки необходимой документации, а именно этого фирма иногда старается избежать. Тогда на помощь приходит брокер по импорту , услугами которого воспользовался, в частности, Джон Робертсон. Брокер получает разрешения от государственных органов и обеспечивает таможенную очистку перед заполнением необходимых бумаг, например коносамента (bill of lading) транспортной компании, которая доставляет товары из порта разгрузки импортеру. Коносамент служит в качестве:


  • расписки за товары, переданные транспортно-экспедиционной компании для перевозки к месту конечного назначения;

  • контракта на предоставление услуг со стороны транспортно-экспедиционной компании;

  • документа, удостоверяющего право собственности на товар.

Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) - коносамент, который может передаваться от одного владельца к другому. Оборотный коносамент - товарораспорядительный документ (ценная бумага), составляется на предъявителя или на приказ обозначенного в нем лица. Груз по такому коносаменту передается по приказу грузоотправителя, грузополучателя, банка или по передаточной надписи того, чьему приказу он составлен.

По умолчанию, если в оборотном коносаменте не указывается, что он составлен приказу получателя, считается, что коносамент составлен приказу отправителя. Под приказом в данном случае понимается лицо, которому передается груз. В качестве такого лица часто выступает транспортно-экспедиционная компания (экспедитор), если получатель не может работать в порту.

Оборотный и необоротный коносаменты отличаются по наличию в первом надписи «приказу имярек», т.е. грузоотправитель делает документ оборотным путем прямого указания на это. Что такое оборотный коносамент с точки зрения грузовладельца и банка? Это документ, который позволяет распоряжаться грузом, пока тот находится в пути. Оборотный коносамент - это документ, который может быть средством обеспечения в банке до прибытия товара.

Оборотные коносаменты нашли широкое распространение в сделках купли-продажи, когда товар может несколько раз перепродаваться в пути без фактической передачи получателю. Лишь последний покупатель фактически получит груз в порту прибытия. Подобная схема широко распространена при торговле зерном, нефтью, рудой и некоторыми другими товарами.

В оборотном коносаменте указываются следующие реквизиты:

  • полное наименование и местоположение перевозчика;
  • порт (место) погрузки и дата погрузки груза на судно (заполняется из договора морской перевозки);
  • наименование и местонахождение (адрес) грузоотправителя;
  • наименование порта назначения (из договора морской перевозки);
  • сведения о получателе - наименование, местонахождение (если отправитель желает и может внести эти данные);
  • наименование груза, а также информация, необходимая для его идентификации;
  • пометки о том, что груз относится к опасным или имеет специфические свойства;
  • масса груза и число грузовых мест;
  • описание видимого состояния упаковки груза, самого товара;
  • информация о возложенных на получателя финансовых обязательствах, например, размер фрахта;
  • место и время выдачи коносамента;
  • информация о количестве выданных оригиналов документа, если оригиналов больше одного.

Вся информация о грузе вносится в коносамент в том виде, в котором представлена отправителем. Документ заверяется подписью перевозчика или действующего от его имени лица. Под подписью перевозчика понимается подпись капитана судна. Сторонами могут быть указаны дополнительные к сведения.

Необоротный или оборотный коносамент?

К оборотным относят коносаменты на предъявителя и ордерные коносаменты, к необоротным (non negotiable bill of lading) - именные. Именной (необоротный) коносамент содержит фамилию получателя груза и не содержит указания на возможность передачи груза по его приказанию.

В настоящее время они редко используются в практике морских перевозок, уже в силу того, что не всякий грузополучатель (и особенно это касается небольших компаний и индивидуальных предпринимателей) может работать в порту, принимая груз от судовладельца и осуществляя его внутрипортовое экспедирование. Возникнут проблемы и с организацией доставки сборных грузов. Как правило, подобные задачи эффективнее решает экспедитор.

Оборотный мультимодальный транспортный коносамент

Оборотный мультимодальный транспортный коносамент - это экспедиторский документ Международной ассоциации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА). Название на английском - Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading, в сокращении - FBL. Используется при прямых и смешанных перевозках. Является транспортным документом экспедитора, выступающего в качестве оператора смешанной (мультимодальной) перевозки или договорного перевозчика. Более подробно об этом документе - .

Коносамент – это документ, который выдается перевозчиком владельцу груза. Ключевая его особенность в том, что реализация прав по нему возможна исключительно при физическом предоставлении оригинала. Копия, электронная и прочие формы документа не обладают юридической силой. Рассмотрим далее типы и функции коносамента.

Общие сведения

Коносамент является ценной бумагой, выражающей право собственности на определенный указанный в ней продукт. Он считается аналогией товарной накладной. В нем присутствуют условия договора на морскую перевозку. Коносамент – это документ, позволяющий держателю распоряжаться грузом. Он выдается после того, как получатель примет перевозимые объекты. Этим документом на практике удостоверяется факт заключения соглашения. Порядок, в соответствии с которым осуществляется оформление коносамента, устанавливается Кодексом торгового мореплавания. Документ выдается на любой груз, вне зависимости от способа осуществления перевозки. Материальные ценности могут доставляться с предоставлением всего судна, определенных его помещений либо без этого условия вообще. Имея таможенный коносамент, перевозчик осуществляет транспортировку по Гаагским правилам. Они присутствуют в Международной конвенции от 25 августа 1924 года. В законодательстве государств могут быть установлены иные правила транспортировки.

Задачи

Исходя из описанных выше свойств, можно сказать, что коносамент – это документ, используемый в качестве:

  1. Расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.
  2. Товарно-транспортной накладной.
  3. Подтверждения договора на перевозку.
  4. Товарораспорядительного документа.

Коносамент также может выступать как обеспечение кредита под отгруженные объекты.

Специфика

В процессе перевозки товара, равно как и в период его хранения, происходит временное его отчуждение от владельца. Этот факт предполагает наличие ссудного отношения. Однако оно не выражается в форме кредитования. В связи с этим коносамент – это документ, обладающий свойствами, аналогичными характеристикам складского свидетельства.

Признаки

Коносамент представляет собой ценную бумагу:

  1. Долговую.
  2. Неэмиссионную.
  3. Документарную.
  4. Бездоходную.
  5. Срочную. Период ее существования будет зависеть от продолжительности перевозки.
  6. Именную, ордерную или предъявительскую. Это зависит от типа складского свидетельства.
  7. Номинированную. Номиналом является не денежная сумма, а фактическое количество перевозимого груза.

К рассматриваемому документу в обязательном порядке должен прилагаться страховой полис на транспортируемый груз. Кроме этого, передача коносамента может сопровождаться составлением (выпиской) дополнительных справок. Они могут касаться непосредственно перевозки товаров, их хранения, обеспечения сохранности. Эти документы могут потребоваться при прохождении таможенного контроля. Перечень необходимых справок для перемещения груза через границу устанавливается межгосударственными соглашениями и законодательствами конкретных стран.

Обязательные реквизиты

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов. Среди них особую важность представляют:

  1. Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.
  2. Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.
  3. Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.
  4. Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель. Перевозчик (агент морской, фидерной, океанской линии) также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

  1. Собственное наименование.
  2. В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.
  3. Место и дату выдачи документа.

Основные типы

Изначально коносамент использовали при перевозке груза исключительно на морском транспорте. В настоящее время его применяют и при перемещении товаров другими способами. В таком случае документ называют сквозным. Существуют также следующие разновидности коносамента:

  1. Линейный. В нем присутствует волеизъявление отправителя на заключение договора на перевозку груза.
  2. Чартерный. Этот документ выдается для подтверждения приема товара, который перевозится по договору фрахтования. Он представляет собой соглашение о найме корабля для выполнения конкретного рейса либо на определенный период. Такой коносамент не выступает как основание для оформления договора на морскую перевозку. В таких случаях заключаются отдельные соглашения на фрахт в форме чартера.

Оба указанных коносамента определяют взаимоотношения между перевозчиком груза и третьим лицом – держателем документа. Он выступает как расписка, которую выдает транспортировщик отправителю в подтверждение того, что объекты приняты к доставке, и вместе с этим товарораспорядительным документом. При этом условия купли-продажи и прочие операции в отношении груза осуществляются с помощью коносамента без фактической передачи самого товара.

Received for shipment (документ на размещение на борту)

Коносамент для размещения на борту судна подтверждает принятие товаров – доставку под охрану корабля. После погрузки судовладелец предоставляет документ, удостоверяющий, что объекты готовы к транспортировке. Он называется бортовым коносаментом. Судовладелец может также связать документ с названием корабля, датой в порту отгрузки, указав, что товары им были приняты. Такая бумага должна обладать такими же свойствами, что и бортовой коносамент.

Clean bill of lading ("чистый" документ)

В чистом коносаменте отсутствуют какие-либо дополнительные пометки или оговорки, которыми прямо констатируется дефектность товара либо его тары. Как правило, в таком документе указано, что объекты внешне находятся в хорошем состоянии. В международной банковской системе при аккредитивном расчете по общему правилу коносаменты должны являться чистыми, если другое специально не оговаривается в условиях документарного аккредитива.

Claused (оговорки)

В ряде случаев выдается коносамент с оговоркой. В таком документе капитан корабля отмечает обстоятельства, относящиеся к видимым дефектам тары или груза. Другими словами, он указывает на факты несоответствия ордеру погрузки. Такой документ принимается в банке в том случае, если в условиях оплаты присутствует точное описание пометок или оговорок, которые допустимы.

Through bill of lading ("сквозной" документ)

Сквозной коносамент предоставляется в том случае, если морская транспортировка составляет только определенную часть общего пути следования либо выполняется двумя и более линиями. В таких ситуациях отправителю удобнее составить один документ, чем заключать отдельный договор с каждым перевозчиком. Отправитель, который выписывает коносамент, взаимодействует только с тем перевозчиком, который его подписывает. Транспортировщик организует перезагрузки с последующей доставкой. За это он взимает фрахт (дополнительную плату).

Custody B/L (береговой акт)

Документ, который выдают в подтверждение приема объектов на берегу (обычно на складе перевозчика), именуется береговым коносаментом. При размещении груза, в отношении которого он был выдан, в нем делается соответствующая пометка о том, что товары приняты, указывается дата и делаются иные существенные записи. В некоторых случаях береговой коносамент заменяется бортовым.

Домашний коносамент

Этот документ составляется для предотвращения различных проблем, связанных с транспортировкой груза. Он используется также, если:

  1. Необходимо скрыть путь следования и реального клиента.
  2. Отправитель или агент предоставляет дополнительные услуги, которые не предусматриваются в сфере морских перевозок.
  3. Фрахт был приобретен у транспортировщика, не имеющего своих судов, но состоящего в NVOCC, и этой компании нужно скрыть пусть передвижения и фактического клиента по конкретному грузу.
  4. Документ необходим до осуществления погрузки товара на борт. К примеру, такая ситуация возникает, если отправитель использует кредитную схему в работе.

Важный момент

Как выше было сказано, в коносаменте должны присутствовать определенные реквизиты. При их отсутствии документ не будет считаться товарораспорядительным. Коносамент перестает в таком случае выступать как ценная бумага. Выписка документа осуществляется в нескольких экземплярах. Один из них предоставляется отправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров все остальные теряют юридическую силу.

Статус получателя

В зависимости от того, как определен этот субъект, коносамент может быть:

  1. Ордерным.
  2. Именным.
  3. На предъявителя.

Первый выдается тогда, когда конкретное лицо обладает правом распоряжаться, кому именно выдать груз. Такая возможность закрепляется словами to order ("по приказу") в строке Consignee. Если это лицо не указано, то коносамент будет считаться "по приказу отправителя". Именной документ содержит в графе Consignee сведения о получателе. В строке указывается наименование конкретного субъекта. Коносамент на предъявителя не содержит никаких определенных данных относительно лица, имеющего право получить груз. В связи с этим в порту назначения объекты должны быть выданы любому субъекту, предъявившему документ. Коносамент на предъявителя используется достаточно редко, поскольку любой его держатель выступает в качестве законного получателя.

Дополнительно

Коносамент обслуживает товарооборот во время перевозки. Поэтому его могут передавать заинтересованные участники отношений без каких-либо ограничений. По этому признаку все коносаменты считаются оборотными. Отличие между ними состоит в способе, которым осуществляется его предоставление одним лицом другому. При составлении документа определяется, кроме прочего, его цена. Она устанавливается в соответствии со стоимостью груза, подлежащего перевозке, и объемом расходов на его транспортировку.

error: