За просрочку доставки груза перевозчик уплачивает штраф грузополучателю, а не грузоотправителю. Транспортная компания просрочила сроки доставки и из-за этого я несу убытки Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки грузов

СТ. 792 ГК РФ. Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. Транспортное законодательство предусматривает ответственность транспортных предприятий перед грузополучателем за просрочку доставки груза. Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Ст.97 УЖТ установила, что перевозчик за просрочку доставки груза в пункт назначения уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. На воздушном транспорте (ст. 120 ВК) за просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Статья 116 КВВТ за просрочку доставки груза в пункт назначения предусматривает ответственность перевозчика в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы. На морском транспорте ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 ст. 170 КТМ). На автомобильном транспорте (ст. 137 УАТ) автотранспортные предприятия за просрочку доставки груза в пункт назначения при междугородных перевозках уплачивают грузополучателю штраф в размере 12% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине. Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется. Просрочка доставки груза при его перевозке может явиться причиной его порчи либо повреждения. В этом случае кроме возмещения ущерба, причиненного порчей, повреждением, транспортная организация обязана уплатить штраф за просрочку его доставки.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 16. Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов.:

  1. 45. Неустойка и задаток как способы обеспечения исполнения обязательств
  2. 71. Договор перевозки грузов: понятие, виды, признаки, субъекты, форма, содержание, ответственность, порядок заключения, изменения и расторжения договора

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Транспортное законодательство предусматривает ответственность транспортных предприятий перед грузополучателем за просрочку доставки груза. Ответственность соперевозчиков друг перед другом за просрочку доставки груза в пункты перевалки транспортные уставы не предусматривают. В то же время вопросы просрочки доставки непосредственно связаны с взаимоотношениями между соперевозчиками в прямом смешанном сообщении, так как, хотя транспортные уставы регламентируют лишь взаимоотношения перевозчиков и грузополучателей (в том числе при просрочке в доставке), перевозчик имеет возможность, в случае взыскания с него штрафа за просрочку доставки, обратиться с претензией к другому перевозчику (при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении), виновному в этой просрочке. Это указано в § 131 Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Как правило, общая просрочка доставки грузов неразрывно связана с просрочкой доставки, допущенной различными видами транспорта при перевозке их в прямом смешанном сообщении.

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

Например, ст. 97 Устава железнодорожного транспорта установила, что перевозчик за просрочку доставки груза в пункт назначения уплачивает пени в размере 9 % платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. На воздушном транспорте (ст. 120 ВК) за просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50 % провозной платы. Статья 116 Кодекса внутреннего водного транспорта за просрочку доставки груза в пункт назначения предусматривает ответственность перевозчика в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы. На морском транспорте ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 ст. 170 КТМ).

На автомобильном транспорте (п. 11 ст. 34 УАТ и ГЭТ) перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9 % провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не предусмотрено договором перевозки грузов. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы.

Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Вместе с тем на железнодорожном, внутреннем водном, морском и воздушном видах транспорта конкретизируется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов. Например, из ст. 97 Устава железнодорожного транспорта следует, что железная дорога освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, не зависящих от железной дороги.

Кодекс внутреннего водного транспорта предусматривает, что перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В статье 166 КТМ приведен перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки. Это непреодолимая сила, опасности или случайности на море, запрещение, прекращение или ограничение перевозок и т. д.

Воздушный кодекс в ст. 120 предусматривает, что за просрочку доставки грузов перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (§ 33) предусматривают, что сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности перевозок их железнодорожным и водным транспортом и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки грузов.

Правила предусматривают, что если груз доставлен с просрочкой против общего срока, полагающегося на данную перевозку по всем видам транспорта, ответственность перед клиентом за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза (конечный перевозчик в этом случае пересылает претензию соперевозчику и сообщает об этом заявителю претензии).

Правила делают исключение для груза, следующего в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, увеличивая срок доставки на внутреннем водном транспорте: при перевалке груза мелкими партиями – на двое суток, при перевалке остальных грузов – на количество суток, необходимое для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки грузов в суда или разгрузки грузов из судов по судочасовым нормам погрузки-разгрузки судов.

Таким образом, Правила не устанавливают конкретных сроков для перевалки каждого груза, из-за этого нередко грузы подолгу находятся в пунктах перевалки, причем считается, что нарушений сроков доставки нет.

Как показывает практика, очень часто при перевалке грузов один из перевозчиков вывозит сначала местную продукцию (предназначенную для местных организаций), а когда появляются излишки вагонов, начинает разбирать завалы из грузов на причалах, в результате чего грузы поступают в адрес получателя со значительной просрочкой.

Задержке грузов в пунктах перевалки способствуют также переучеты, перепроверки, разбор пакетов груза, которые нередко проводят перевозчики в пунктах перевалки. В результате теряется драгоценное время, нарушается ритмичность работы транспорта, излишне затрачиваются огромные средства. Это одна из причин того, что грузы доставляются с просрочкой.

Выходом из этого положения явилось бы установление на всех видах транспорта конкретных сроков нахождения грузов в пункте перевалки и предусмотрение в транспортных уставах и кодексах санкций за нарушение этих сроков, которые предъявлялись бы виновному перевозчику.

Просрочка доставки груза при его перевозке может явиться причиной его порчи либо повреждения. В этом случае кроме возмещения ущерба, причиненного порчей, повреждением, транспортная организация обязана уплатить штраф за просрочку его доставки.

Следует отметить, что транспортное законодательство не всегда придерживалось этого правила. Например, ст. 193 Устава железных дорог 1954 г. предусматривала, что железная дорога не уплачивает штраф за просрочку доставки груза, если она уже уплатила возмещение за порчу груза, происшедшую вследствие просрочки.

В практике разрешения споров по несохранным перевозкам нередко возникает вопрос: отвечает ли транспортная организация за порчу скоропортящегося груза, поступившего в пункт перевалки, если он доставлен с нарушением ответственного срока доставки (с просрочкой), но в пределах срока транспортабельности груза, указанного грузополучателем?

Для разрешения этого вопроса необходимо выявить юридическую природу и правовое значение срока транспортабельности грузов, который указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, и его соотношение со сроком доставки, так как природа и правовое значение срока транспортабельности в науке и практике не выяснены, порядок его определения нормативно не урегулирован, а санкции за неправильное его указание не установлены. В качестве примера рассмотрим соотношение этих сроков при перевозках скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте, где перевозится наибольшее количество таких грузов.

В соответствии со ст. 18 Устава железнодорожного транспорта грузоотправитель обязан вместе с накладной представить перевозчику документ о качестве груза (сертификат), в котором указывает наименование, номер и дату выдачи документа о качестве и срок транспортабельности в сутках. Более подробно эта операция описана в Правилах перевозки скоропортящихся грузов.

Таким образом, на грузоотправителя возложена обязанность указать срок транспортабельности отправляемого скоропортящегося груза. Ни Устав, ни Правила не указывают, в каком порядке эти сроки устанавливаются и чем руководствуется грузоотправитель, устанавливая срок транспортабельности. Однако, как показывает практика, сроки транспортабельности, которые указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, часто превышают сроки доставки.

Например, садвинсовхоз «Булунгур-2» в качественном удостоверении определил срок транспортабельности винограда в 20 суток, а перевозчик доставил его за 11 суток, хотя и этот срок превышал срок доставки и груз был доставлен с просрочкой. Значительная разница между сроком, указанным в удостоверении о качестве, и фактическим сроком доставки свидетельствует о том, что сроки транспортабельности, которые устанавливает грузоотправитель, ни на чем не основаны и указываются без учета действующих в настоящее время сроков доставки.

Согласно Правилам перевозок скоропортящихся грузов такие грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в удостоверении о качестве, менее срока доставки, установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов. В то же время в Правилах ничего не говорится о тех случаях, когда сроки транспортабельности намного превышают сроки доставки грузов.

В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики Российской Федерации.

Срок доставки – это ответственный для перевозчика срок, в течение которого принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт назначения (либо в пункт перевалки груза). Он определяется с учетом расстояний и суточного пробега вагона с грузом и является обязательным для перевозчика. Нарушение именно этого срока означает просрочку доставки и влечет за собой взыскание штрафа с перевозчика.

Утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области экономики сроки доставки грузов публикуются в сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Российской Федерации.

При сравнении срока транспортабельности со сроком доставки можно сделать вывод, что при перевозках грузов основным сроком для перевозчиков при перевозке скоропортящихся грузов должен являться срок доставки.

Устанавливая срок транспортабельности (который, как правило, всегда больше срока доставки), грузоотправитель как бы дает гарантию грузополучателю в доставке в сохранности данного груза, причем в этот срок входят не только перевозка, но также и доставка на склад получателя. И если в пределах срока транспортабельности произошла порча продукции (в тех случаях, когда груз был доставлен в адрес грузополучателя в пределах срока доставки) и перевозчик докажет, что эта порча произошла по причинам, от него не зависящим, ответственность должна быть возложена на грузоотправителя.

1.Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в срок, предусмотренный транспортными кодексами, уставами либо правилами. Если срок доставки грузов в указанном порядке не установлен, стороны имеют право установить этот срок в договоре.
2.Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке груза, если просрочка произошла не по его вине.
3.Размер штрафов, взыскиваемых с перевозчиков за просрочку в доставке груза, определяется в соответствии с законом.
4.Уплата штрафа за доставку груза с просрочкой не освобождает перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, которые произошли вследствие просрочки.
1-4. В комментируемой статье срок в обязательстве перевозки - это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. Сроки доставки грузов зависят от особенностей работы транспорта определенного вида.
На речном транспорте действуют почти такие же правила, как и на железной дороге. На автомобильном транспорте действующие правила устанавливают сроки доставки грузов только для междугородных перевозок, а в других случаях они могут быть обусловлены договором. На морском транспорте перевозчик обязан доставлять грузы в сроки, установленные соглашением сторон; при отсутствии соглашения - в срок, который разумно требовать от добросовестного перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом.
Согласно части 1 ст. 919 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в срок, установленный договором, если другой срок не установлен транспортными кодексами (уставами), иными нормативно-правовыми актами и правилами, изданными в соответствии с ними, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок.
При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, вычисляемых на основании правил, которые действуют на соответствующих видах транспорта. Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного (согласованного) срока доставки. При этом учитываются и особые обстоятельства, которые вызвали задержку в доставке грузов. Не считается, например, просрочкой в доставке задержка грузов, которые следовали в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и остались в портах или на пристанях после закрытия навигации.
Сроки доставки грузов прямо и непосредственно влияют на выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов. От количества времени, затраченного на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборотности транспортных средств и в значительной мере сохранность перевезенных грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, будучи условием надлежащего выполнения обязательства по перевозке, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.
За нарушение установленных сроков доставки груза (багажа) транспортными уставами и кодексами введена ответственность в виде штрафа, которая в действующих транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и вычисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Размер штрафа поставлен в зависимость от величины просрочки и определяется в процентах (долях) от суммы провозной платы. Просрочка в доставке груза может стать причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан возместить убыток, нанесенный порчей (гибелью) груза.
Однако перевозчик освобождается от ответственности, если просрочка состоялась в результате неблагоприятных метеорологических условий.

Когда получатель заказывает перевозку, то он, естественно, надеется, что груз будет доставлен к нему своевременно. Однако, как поступать в той ситуации, когда происходит нарушение сроков доставки грузов перевозчиком?

Ведь в дороге может произойти всякое и необязательно в просрочке будет виноват перевозчик. В этом случае возникает проблема относительно того, каким образом получателю возместить свои потери, ведь товар может оказаться скоропортящимся. Всем этим вопросам посвящён наш свежий материал, предлагаемый вниманию читателя.

В этой статье:

Ответственность перевозчика за нарушение срока доставки груза

Самый сложный момент состоит в том, что санкции для перевозчика за просрочку в доставке груза ГК РФ не предусмотрены. Они определяются в договоре между транспортной компанией и отправителем груза.

Если же в соглашении о транспортировке не прописана ответственность за нарушение сроков доставки груза, то следует изучить устав относительно порядка перевозки грузов автомобильным транспортом. В нынешней его редакции санкции составляют 9 % от платы за транспортировку за каждый день просрочки. При этом максимальный размер санкций не должен превышать сумму платы за перевозку.

Существует ещё одна тонкость. По договору перевозки его стороны вправе сами определить тот момент, с которого начинает свой отсчёт просрочка в доставке груза. Если этот пункт не прописан, то подразумевается, что период просрочки начинает течь со дня, следующего за тем, когда должен был быть доставлен груз.

Поэтому, получателю отправления следует определить особое внимание на дату доставки, которая указана в транспортной документации.

Однако нужно помнить о том, что ответственность наступает, если сроки доставки были сорваны именно по вине перевозчика.

Как документально подтвердить факт просрочки

Прежде всего, следует оформить акт с участием представителей получателя груза, а также водителя. Хотя формально законодательство не требует его наличия, но суды часто отказывают в исках к перевозчику, когда было допущено нарушение сроков перевозки грузов.

В акте указываются дата его составления, время (по желанию), инициалы лиц, которые присутствовали при составлении документа. Далее непосредственно фиксируется факт просрочки груза исходя из правил, изложенных выше, а также указывается её период. Завершают сам акт подписи лиц, участвовавших в его составлении.

Если же водитель не хочет оставить свой автограф, то владелец груза может оформить документ самостоятельно. При этом он уведомляет (письменно) о таких своих действиях перевозчика, а также отправителя груза.

В дальнейшем акт о нарушении сроков доставки ляжет в основу предъявления претензии, а затем, если понадобится, то и арбитражного иска. Поэтому важно, чтобы все обстоятельства просрочки были детально зафиксированы в акте.

Отправление претензии за несвоевременную доставку груза

Следующим шагом после оформления акта должна быть претензия за нарушение сроков доставки грузов. Её отправляет получатель грузов в адрес перевозчика. В претензии указываются обстоятельства получения имущества, указание на факт просрочки и её период.

Дальше делается расчёт штрафных санкций за несвоевременную доставку. И здесь есть такой нюанс. Важно при определении ответственности за нарушение сроков доставки груза видеть договор между отправителем и транспортной компанией.

Поэтому, если у получателя нет его экземпляра, то предварительно следует запросить копию договора у грузоотправителя или перевозчика. При невозможности получить копию можно сделать расчёт исходя из санкций, установленных на уровне законодательства.

В дальнейшем, при судебном разбирательстве в арбитражном суде, копию договора перевозки можно истребовать с помощью суда и скорректировать размер исковых требований.

К претензии следует приложить акт о просрочке, копии документов на доставку груза, а также обоснованный расчёт штрафных санкций.

По общему правилу, претензия о нарушении сроков перевозки груза рассматривается транспортной фирмой в пределах месяца с момента её получения. При отказе выплатить неустойку, дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Нюансы судебного разбирательства

Несмотря на то что ответственность за просрочку в доставке груза регулируется договором между отправителем и перевозчиком, истцом по делу о взыскании санкций будет именно получатель отправления. Такой же позиции придерживается и Верховный Суд РФ.

Иск о взыскании подаётся в арбитражный суд по адресу нахождения офиса перевозчика. Таковы правила исключительной подсудности. В исковом заявлении следует указать данные о сторонах спора, описать обстоятельства доставки груза. Далее необходимо обосновать факт просрочки со ссылкой на документальное подтверждение.

После этого необходимо для суда предоставить расчёт санкций за несвоевременную доставку груза. И здесь нужно оперировать не только соответствующими пунктами договора перевозки, но и транспортными уставами.

Завершают иск список требований, перечень приложений, а также личная подпись истца или его представителя. Иск о взыскании санкций подразумевает уплату госпошлины. Она рассчитывается в процентном соотношении от заявленной суммы.

Если груз доставлен с просрочкой: итоги

Итак, если был установлен факт просрочки в доставке груза, то следует как составить соответствующий акт, так и зафиксировать опоздание прибытия автомобиля в нужное место в товаросопроводительных документах.

После этого получатель имущества направляет перевозчику претензию с требованием уплатить положенные санкции. Этот шаг является обязательным, поскольку таковы требования законодательства. Претензия рассматривается транспортной фирмой на протяжении одного месяца.

Если досудебный порядок ни к чему не приведёт, то последует обращение в арбитраж с иском к перевозчику. По итогам выносится решение о взыскании штрафных санкций за несвоевременную доставку груза.

В случае неисполнения его перевозчиком добровольно оформляется исполнительный лист. Дальше уже в работу вступят судебные приставы.

Как уже отмечалось, ГК РФ содержит общее указание о сроках доставки, между тем, ответственность перевозчика за нарушение указанной обязанности непосредственно в ГК РФ не предусмотрена. Такая ответственность установлена транспортными уставами и кодексами, то есть в специальном законодательстве. И здесь оговоримся, что такие нормы специального законодательства могут применяться только через призму общих положений ГК РФ об ответственности.

Обратимся к транспортному законодательству.

Так, согласно ст. 97 УЖТ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств. При этом перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка (абз.2 ст.97 УЖТ РФ)

Здесь же заметим, что в силу ст.ст.29, 116, 117 УЖТ Перевозчик может освобождаться от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что она произошла по обстоятельствам, указанным в ч.1 ст.29 УЖТ, а именно, когда вследствии непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктуры, перевозка грузов временно прекращена либо ограничена. Срок действия временного прекращения (ограничения) перевозки устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В этой ситуации срок доставки груза должен продлеваться на время действия прекращения (ограничения) перевозки.

Никакие иные обстоятельства не освобождают перевозчика от имущественной ответственности за просрочку доставки грузов.

Рассмотрим, какие виды ответственности предусмотрены иными законодательными актами.

В соответствии со ст.120 ВК РФ за просрочку доставки … груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Согласно ст. 116 КВВТ за несоблюдение сроков доставки груза или буксируемого объекта перевозчик или буксировщик уплачивают по требованию грузополучателя или получателя буксируемого объекта пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если они не докажут, что несоблюдение сроков доставки груза или буксируемого объекта произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик или буксировщик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

На автомобильном транспорте применяется ответственность за нарушение срока доставки груза, установленного лишь применительно к междугородным перевозкам грузов.

Согласно ст. 137 УАТ за просрочку в доставке груза при междугородных перевозках грузов автотранспортные организации уплачивают грузополучателям штраф в размере 12% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине. Общая сумма штрафа за просрочку в доставке груза, перевозимого автомобильным транспортом, не может превышать 90% провозной платы (в ред. Постановления Совмина РСФСР от 18.11.88 N 474).

Согласимся с В.В. Витрянским констатирующим, что в современных условиях отсутствие в законодательстве мер ответственности автоперевозчика за просрочку доставки грузов при городских и пригородных перевозках представляется недоразумением. Ведь недоставленный грузополучателю груз может считаться утраченным не ранее чем по истечении 10 дней со дня приема груза (ст. 139 УАТ). Следовательно, просрочка в доставке груза при городской или природной автоперевозке продолжительностью до 10 дней в понимании создателей Устава автомобильного транспорта РСФСР вообще не считалась нарушением, влекущим ответственность перевозчика. Налицо явный пробел закона, который сегодня может компенсироваться лишь путем включения условий об ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза, перевозимого в городском или пригородном сообщении, в конкретные соглашения, заключаемые перевозчиками с грузоотправителями или грузополучателями.

Заметим, что УАТ не просто устарел, но и действует в настоящее время со множеством изменений, многие из которых не учитываются на практике, поскольку сам документ является крайне архаичным.

В заключение комплексного анализа норм действующего транспортного законодательства обратимся к «морскому» законодательству. КТМ РФ не закрепляет конкретные меры ответственности (например, в виде законной неустойки) за нарушение условий договора морской перевозки груза о сроке его доставки. Такая ответственность может быть установлена соглашением сторон. При этом, если иное не будет установлено соглашением сторон, ответственность перевозчика за просрочку доставки принятого для перевозки груза не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 и 5 ст. 170 КТМ РФ), общая сумма, подлежащая возмещению перевозчиком, не может превышать предел ответственности, который был бы установлен за полную утрату груза, в отношении которого возникла такая ответственность (п.3 ст.170 КТМ РФ).

Итак, различные транспортные законодательные акты закрепляют, что за просрочку доставки груза (порожних перевозочных средств, не принадлежащих перевозчику) перевозчик несет имущественную ответственность в виде пени (штрафа).

В юридической литературе принято считать, что штраф за превышение сроков доставки имеет характер исключительной неустойки . Среди современных исследователей, выделяется мнение о том, что установленная за просрочку доставки неустойка не является исключительной, поскольку она не освобождает железную дорогу от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст. 796 ГК РФ (Ответственность перевозчика за порчу груза) .

Вышерассмотренная точка зрения вызвала справедливую, на наш взгляд, критику В.В. Витрянского, который отметил, что нельзя смешивать два различных нарушения разных условий договора перевозки грузов: несоблюдение установленного срока доставки груза и необеспечение сохранности перевозимого груза .

Тем не менее, с точки зрения действующего законодательства, неустойка за просрочку доставки не может считаться исключительной. По общему правилу неустойка имеет зачетный характер; исключительные, а также штрафные неустойки могут быть установлены законом или договором (ст. 394 ГК РФ). Так, ни ГК РФ, ни УЖТ РФ, а равно КТМ РФ, КВВТ РФ - не исключают права сторон перевозки на возмещение ущерба в части, не покрытой неустойкой. Указанные акты не устанавливает исключительный характер неустойки за просрочку доставки. Более того, абз. 2 ст. 97 УЖТ РФ устанавливает право регрессного требования последнего перевозчика к перевозчику, который фактически допустил просрочку, о возмещении убытков. Такая формула не очень совместима с исключительным характером неустойки за превышение сроков доставки грузов железнодорожным и иным транспортом.

Установление ответственности в форме штрафа вызывает сомнения. Как указывал В.Т. Смирнов, штрафные санкции сами по себе не могут решить задачу, на которую рассчитан механизм договорной ответственности. По мысли автора, перевозчик должен отвечать в размере понесенного клиентурой положительного ущерба . Решение проблемы должно быть связано с установлением права грузохозяина на возмещение ущерба в части, не покрытой неустойкой, установленной ст. 100, 101 УЖТ РФ.

Представляется, что решение вопросов ответственности в тексте договора – лучшее решение для сторон. В частности указание на то, что перевозчик несет ответственность в виде возмещения ущерба в части, не покрытой неустойкой.

Учитывая то, что вышерассмотренные положения носят дискуссионный характер, считаем, что высшие судебные инстанции страны должны принять соответствующие разъяснения.

Остановимся на некоторых особенностях взыскания неустойки.

Согласно ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

По одному из дел суд принял решение об уменьшении неустойки, связав свое решение со следующими критериями :

«Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и другие обстоятельства.

Удовлетворяя ходатайство ответчика о снижении размера неустойки, арбитражный суд исходил из того, что груз был доставлен на станцию назначения раньше срока, задержка в выдаче груза вызвана утратой перевозочных документов и перевозчик принимал все возможные меры для восстановления утраченных документов.

Кроме того, суд принял во внимание, что истец не является грузоотправителем, а лишь получателем груза, который впоследствии отправляется на экспорт. Также не является он и фрахтователем судов, в силу чего не может нести ответственность за причинение убытков перед контрагентами. Не понес порт и убытков, вызванных простоем вагонов, поскольку плата за пользование вагонами во время ожидания восстановления документов, не начислялась».

Если при рассмотрении дела о взыскании с перевозчика неустойки за просрочку доставки грузов установлено, что начисленная неустойка не превышает согласованной сторонами платы за перевозку грузов, а доказательств того, что сумма заявленных ко взысканию пеней явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, в материалы дела не представлено, суд не вправе снизить размер неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ.

Подводя итог вышесказанному подчеркнем еще раз, что транспортными уставами и кодексами установлена обязанность перевозчика уплатить штраф за нарушение установленных сроков доставки груза. Размер штрафа на каждом виде транспорта установлен соответствующими транспортными уставами и кодексами.

Уплата штрафа за просрочку доставки груза не освобождает перевозчика от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст. 796 ГК РФ только в случае если в результате просрочки в доставке груз пришел в негодность, перевозчик обязан уплатить управомоченному лицу штраф за нарушение сроков доставки и сумму, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - его стоимость.


Баукин В.Г. Ответственность за нарушение обязательства железнодорожной перевозки грузов // Транспортное право. – 2004. - №4.

error: