Программы топ 50 профессий. «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования»

Минтруд России утвердил список 50 самых востребованных профессий, требующих среднего профессионального образования

Перечни профессий сформированы Минтрудом России совместно с Минобрнауки России, Агентством стратегических инициатив, советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, органами власти, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, образовательными и иными заинтересованными организациями.

В целом было рассмотрено 1620 профессий. В рамках исследования были опрошены более 13,3 тыс. организаций. Планируется, что этот список будет поддерживаться в актуальном состоянии с учетом изменений на рынке труда.

Планируется, что в конце 2016 г. список будет размещен на специальном интернет-ресурсе, который будет аккумулировать информацию о востребованных профессиях и их содержании, возможностях трудоустройства, получения образования и оценки квалификаций по данным профессиям.

При формировании топ-50 профессий мы прежде всего ориентировались на высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг. При этом учитывали требования к компетенции участников конкурсов в рамках чемпионатов WorldSkills, - отметила Любовь Ельцова, заместитель министра труда и социальной защиты РФ.

Планируется, что по профессиям из списка топ-50, требующих среднего профессионального, в регионах будут внедряться новые формы и стандарты подготовки работников.

Минобрнауки определит точки, в каких регионах по тем или иным профессиям будет вестись подготовка кадров исходя из этого списка. Задача - создать очень современную систему подготовки, - сказала замминистра.

Все профессии из списка топ-50 условно можно разделить на несколько отдельных отраслей.

Самой большой группой востребованных профессий остаются рабочие специальности в сфере промышленного производства в самых разных отраслях.

Почти половина специальностей, указанных в топ-50, относится к этой категории. Эти профессии затрагивают весь цикл промышленного производства - от операторов и сборщиков до техников по контролю качества.

Это следующие специальности: наладчик-ремонтник промышленного оборудования, оператор станков с программным управлением, оптик-механик, сборщик электронных систем, сварщик, специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики, специалист по техническому контролю качества продукции, специалист по технологии машиностроения, специалист по холодильно-вентиляционной технике, техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами, техник-конструктор, техник-полиграфист, токарь-универсал, фрезеровщик-универсал, электромонтажник и другие.

Кроме того, это специалисты IT-отрасли : администратор баз данных, программист, разработчик Web и мультимедийных приложений, сетевой и системный администратор, специалист по информационным ресурсам, специалист по информационным системам, специалист по обслуживанию телекоммуникаций, специалист по тестированию в области информационных технологий, техник по защите информации.

Востребованными остаются и профессии, связанные с ремонтом и дизайном : мастер декоративных работ, мастер столярно-плотницких работ, плиточник-облицовщик, сантехник, слесарь.

Отдельно стоит отметить и специальности, связанные с автотехникой и ремонтом автомобилей (автомеханик, специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей) и авиатехникой (специалист по производству и обслуживанию авиатехники, техник авиационных двигателей).

Кроме того, будут востребованы и профессии в сфере услуг : косметолог, парикмахер, повар-кондитер, специалисты в области гостиничного бизнеса и туризма.

Помимо традиционных профессий в топ-50 вошли такие редкие специальности, как оператор беспилотных летательных средств, мобильный робототехник, специалист по аддитивным технологиям, мехатроник и техник по композитным материалам.

Приказ Минтруда России №832 от 2 ноября 2015 г.

«Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования»

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации 4 февраля 2015 г., утвержденного 20 февраля 2015 г. № Пр-285, и пунктом 1 Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, п р и к а з ы в а ю:

  1. Утвердить справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования (далее - Справочник), согласно приложению.

  2. Рекомендовать органам государственной власти, работодателям и иным заинтересованным организациям применять Справочник при формировании и реализации кадровой политики, организации обучения работников.

Министр
М.А. Топилин

Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г.

Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования

В соответствии с пунктом 1 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (далее - Список), согласно приложению.

2. Установить, что Список используется для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

Министр

М.А. Топилин

Приложение

к приказу Министерства

труда и социальной защиты
Российской Федерации

от 02.11. 2015 г. №__831__

СПИСОК

50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования

1. Автомеханик

2. Администратор баз данных

3. Графический дизайнер

4. Косметолог

5. Лаборант химического анализа

6. Мастер декоративных работ

7. Мастер столярно-плотницких работ

8. Метролог

9. Мехатроник

10. Мобильный робототехник

11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования

12. Оператор беспилотных летательных аппаратов

13. Оператор станков с программным управлением

14. Оптик-механик

15. Парикмахер

16. Плиточник-облицовщик

17. Повар-кондитер

18. Программист

19. Разработчик Web и мультимедийных приложений

20. Сантехник

21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)

22. Сварщик

23. Сетевой и системный администратор

24. Слесарь

25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)

26. Специалист по аддитивным технологиям

27. Специалист по гостеприимству

28. Специалист по информационным ресурсам

29. Специалист по информационным системам

30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей

32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники

34. Специалист по тестированию в области информационных технологий

35. Специалист по техническому контролю качества продукции

36. Специалист по технологии машиностроения

37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике

38. Техник авиационных двигателей

39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

41. Техник по защите информации

42. Техник по композитным материалам

43. Техник по обслуживанию роботизированного производства

44. Техник-конструктор

45. Техник-механик в сельском хозяйстве

46. Техник-полиграфист

47. Технический писатель

48. Токарь-универсал

49. Фрезеровщик-универсал

50. Электромонтажник

Федотова Светлана Николаевна

ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум

им. А.П. Байкузова», преподаватель спецдисциплин, г. Рузаевка.

22. 01 2018 «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕЧНЯ 50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (ТОП -50)»

М. Горький

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…» (1, с 3)

Хотелось бы отметить, что эта задача является новой и крайне сложной для российского профессионального образования. Сложившаяся в России система мониторинга рынка труда сферы труда и занятости населения ориентирована на сглаживание последствий дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, но не на устранение причин диспропорций на рынке труда за счет согласования структуры профессиональной подготовки и перспективной потребности экономики. (2, с. 5)

Преподаватели и мастера производственного обучения «Рузаевского железнодорожно - промышленного техникума имени А.П. Байкузова» работают над внедрением современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик при реализации специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Конечно же, с этим связана задача проектирования гибких (модульных) образовательных программ, результатами освоения которых являются востребованные на рынке труда компетенции выпускников, которая не может быть успешно решена без прогнозирования и систематического мониторинга требуемого работодателями качества квалификаций рабочих и специалистов.

Так как при реализации данного направления, на мой взгляд, основной проблемой выступает отсутствие единых методик и инструментария (анкет, инструкций к проведению экспертных интервью, опросников), позволяющих не только надежно устанавливать квалификационные требования работодателей к выпускникам системы образования на краткосрочную перспективу, но и проектировать образовательные программы на их основе, то для анализа качества подготовки кадров по ТОП-50, в нашем техникуме, используются такие качественные показатели как: участие работодателей в организации учебных и производственных практик (индустриальных партнеров); высокая степень оснащенности базы учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования; фактически достигнутый высокий уровень квалификации преподавателей и качества методического потенциала, в том числе наличие экспертов владеющих технологиями оценки квалификаций по методике Ворлдскиллс; территориальная доступность предприятий в качестве мест стажировок по реализуемой специальности; фактически достигнутый высокий уровень дизайна и качества обучающей среды – наличие - электронной системы организации учебного процесса.

Последовательное внедрение в систему среднего профессионального образования практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, является одной из главных задач подготовки по ТОП-50, в Рузаевском железнодорожно-промышленном техникуме имени А.П. Байкузова, которую невозможно решить в отрыве от всего комплекса мер по модернизации профессионального образования. А использование дуальных элементов обучения всегда подразумевает сетевое сотрудничество и взаимодействие. Модель дуального обучения, сочетающая теоретическую подготовку на базе нашего техникума и практические занятия на рабочем месте (в нашем случае на базе автошколы), полностью ориентирована на производство, развивает институт наставничества и опирается на новые форматы партнерства, предполагающие совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место.

В организации инновационного подхода к практическому обучению по специальности: Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей не мало важную роль играет сетевое обучение. Сетевой урок - технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем. (3, с.45)

Задачами сетевого обучения являются: подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда; повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по- приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами; внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс. В ходе сетевого обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе знаний обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на сетевых уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации. (4, с.24)

Один из используемых приемов при проведении практического обучения: сделай сам – помоги другому. Каждый студент – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся, могут стать скучающими созерцателями. Такому обучающемуся предлагаю помочь неуверенным в себе студентам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающийся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.(4, с. 35)

пример работы в мини- группах (2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность мастера производственного обучения меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок практического обучения должен удовлетворять всем предъявляемым к нему требованиям, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пробуждается творческий интерес. (6, с. 36)

Для реализации мероприятий, связанных с внедрением современных технологий подготовки кадров в своей работе преподаватели и мастера производственного обучения используют следующую нормативную документацию: - методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров (Минобрнауки России, Агентство стратегических инициатив, Федеральный институт развития образования); - сборник по лучшим практикам развития квалификаций (по материалам заседаний Рабочей группы по поддержке лучших практик развития квалификаций и новых профессий Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям) и много другой справочно-нормативной документации и т.д.

В сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров одним из действенных механизмов распространения и унификации требований к квалификациям и умениям является международное движение WORLDSKILLS, организованное в целях повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования путем гармонизации лучших практик и стандартов обучения посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. По сути, достаточно высокие и инновационные требования по квалификациям и умениям WorldSkills – это надстройки к квалификациям массовой практики, а победа в конкурсе - это главная цель внедрения современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик в нашем учебном заведении.

Список литературы:

1. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по ТОП – 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международным стандартом и передовыми технологиями.

2.Методическое сопровождение введения ФГОС по ТОП-50 в рамках реализации ДПП

«Проектирование и реализация образовательных программ СПО с учетом российских и международных стандартов»

3. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».

4.Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002

5.Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

6.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992г.

7.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федотова Светлана Николаевна

ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум

им. А.П. Байкузова», преподаватель спецдисциплин, г. Рузаевка.

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕЧНЯ 50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (ТОП -50)»

Знать необходимо не за тем, чтоб только знать,

но для того, чтоб научиться делать

М. Горький

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…» (1, с 3)

Хотелось бы отметить, что эта задача является новой и крайне сложной для российского профессионального образования. Сложившаяся в России система мониторинга рынка труда сферы труда и занятости населения ориентирована на сглаживание последствий дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, но не на устранение причин диспропорций на рынке труда за счет согласования структуры профессиональной подготовки и перспективной потребности экономики. (2, с. 5)

Преподаватели и мастера производственного обучения «Рузаевского железнодорожно - промышленного техникума имени А.П. Байкузова» работают над внедрением современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик при реализации специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Конечно же, с этим связана задача проектирования гибких (модульных) образовательных программ, результатами освоения которых являются востребованные на рынке труда компетенции выпускников, которая не может быть успешно решена без прогнозирования и систематического мониторинга требуемого работодателями качества квалификаций рабочих и специалистов.

Так как при реализации данного направления, на мой взгляд, основной проблемой выступает отсутствие единых методик и инструментария (анкет, инструкций к проведению экспертных интервью, опросников), позволяющих не только надежно устанавливать квалификационные требования работодателей к выпускникам системы образования на краткосрочную перспективу, но и проектировать образовательные программы на их основе, то для анализа качества подготовки кадров по ТОП-50, в нашем техникуме, используются такие качественные показатели как: участие работодателей в организации учебных и производственных практик (индустриальных партнеров); высокая степень оснащенности базы учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования; фактически достигнутый высокий уровень квалификации преподавателей и качества методического потенциала, в том числе наличие экспертов владеющих технологиями оценки квалификаций по методике Ворлдскиллс; территориальная доступность предприятий в качестве мест стажировок по реализуемой специальности; фактически достигнутый высокий уровень дизайна и качества обучающей среды – наличие − электронной системы организации учебного процесса.

Последовательное внедрение в систему среднего профессионального образования практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, является одной из главных задач подготовки по ТОП-50, в Рузаевском железнодорожно-промышленном техникуме имени А.П. Байкузова, которую невозможно решить в отрыве от всего комплекса мер по модернизации профессионального образования. А использование дуальных элементов обучения всегда подразумевает сетевое сотрудничество и взаимодействие. Модель дуального обучения, сочетающая теоретическую подготовку на базе нашего техникума и практические занятия на рабочем месте (в нашем случае на базе автошколы), полностью ориентирована на производство, развивает институт наставничества и опирается на новые форматы партнерства, предполагающие совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место.

В организации инновационного подхода к практическому обучению по специальности: Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей не мало важную роль играет сетевое обучение. Сетевой урок - технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем. (3, с.45)

Задачами сетевого обучения являются: подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда; повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по − приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами; внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс. В ходе сетевого обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе знаний обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на сетевых уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации. (4, с.24)

Личностно – ориентированная технология. Один из используемых приемов при проведении практического обучения: сделай сам – помоги другому. Каждый студент – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся, могут стать скучающими созерцателями. Такому обучающемуся предлагаю помочь неуверенным в себе студентам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающийся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.(4, с. 35)

Метод интерактивного обучения – пример работы в мини- группах (2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность мастера производственного обучения меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок практического обучения должен удовлетворять всем предъявляемым к нему требованиям, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пробуждается творческий интерес. (6, с. 36)

Для реализации мероприятий, связанных с внедрением современных технологий подготовки кадров в своей работе преподаватели и мастера производственного обучения используют следующую нормативную документацию: - методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров (Минобрнауки России, Агентство стратегических инициатив, Федеральный институт развития образования); - сборник по лучшим практикам развития квалификаций (по материалам заседаний Рабочей группы по поддержке лучших практик развития квалификаций и новых профессий Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям) и много другой справочно-нормативной документации и т.д.

В сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров одним из действенных механизмов распространения и унификации требований к квалификациям и умениям является международное движение WORLDSKILLS, организованное в целях повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования путем гармонизации лучших практик и стандартов обучения посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. По сути, достаточно высокие и инновационные требования по квалификациям и умениям WorldSkills – это надстройки к квалификациям массовой практики, а победа в конкурсе - это главная цель внедрения современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик в нашем учебном заведении.

Список литературы:

1. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по ТОП – 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международным стандартом и передовыми технологиями.

2.Методическое сопровождение введения ФГОС по ТОП-50 в рамках реализации ДПП

«Проектирование и реализация образовательных программ СПО с учетом российских и международных стандартов»

3. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».

4.Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002

5.Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

6.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992г.

7.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.


Эти специальности входят в список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования. Список был утвержден 2 ноября приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.

При составлении списка ориентир был, в первую очередь, на высокотехнологичные отрасли промышленности и сферу услуг.

Перечни специальностей сформированы Минтрудом России совместно с Минобрнауки России, Агентством стратегических инициатив, Советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, органами власти, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, образовательными и иными заинтересованными организациями.

Топ-50 профессий, требующих среднего профессионального образования

1. Автомеханик

2. Администратор баз данных

3. Графический дизайнер

4. Косметолог

5. Лаборант химического анализа

6. Мастер декоративных работ

7. Мастер столярно-плотницких работ

8. Метролог

9. Мехатроник

10. Мобильный робототехник

11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования

12. Оператор беспилотных летательных аппаратов

13. Оператор станков с программным управлением

14. Оптик-механик

15. Парикмахер

16. Плиточник-облицовщик

17. Повар-кондитер

18. Программист

19. Разработчик Web и мультимедийных приложений

20. Сантехник

21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)

22. Сварщик

23. Сетевой и системный администратор

24. Слесарь

25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)

26. Специалист по аддитивным технологиям

27. Специалист по гостеприимству

28. Специалист по информационным ресурсам

29. Специалист по информационным системам

30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей

32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники

34. Специалист по тестированию в области информационных технологий

35. Специалист по техническому контролю качества продукции

36. Специалист по технологии машиностроения

37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике

38. Техник авиационных двигателей

39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

41. Техник по защите информации

42. Техник по композитным материалам

43. Техник по обслуживанию роботизированного производства

44. Техник-конструктор

45. Техник-механик в сельском хозяйстве

46. Техник-полиграфист

47. Технический писатель

48. Токарь-универсал

49. Фрезеровщик-универсал

50. Электромонтажник


Чтобы узнать свою предрасположенность к той или иной деятельности, вы можете пройти

В данной статье авторы (Матвиенко Николай, Ростовцева Елена) обобщают некоторые аспекты структурирования и систематизации ТОПов 50 рабочих профессий с учетом новых тенденций и динамики рынка труда.
Минтруд опубликовал топ 50 наиболее востребованных рабочих профессий в октябре 2015 года. . За три года произошли серьезные структурные изменения в экономике, политике и на рынке труда. Данная статья авторов это попытка восполнить пробел за прошедшие три года, и сделать анализ предпосылок, трендов рынка труда к середине 2018 года, а также сделать прогнозы востребованных рабочих профессий до 2020 года.
В конце статьи находится словарь использованных терминов.

Ключевые слова: рынок труда, рабочие профессии, курсы повышения квалификации, андрагогика, диджитализация, ТОП 50 рабочих профессий, курсы и обучение ремесленным профессиям, профессиональный стандарт, ЕТКС .

Рынок труда динамично меняется каждый год, сезон, квартал. И особенно он стремительно меняется в условиях кризиса. Сейчас в середине лета 2018 года идут массовые сокращения в банковской сфере, на рынке недвижимости и в госсекторе. В 2015 году (октябрь), когда составлялся рейтинг ТОП 50 наиболее востребованных рабочих профессий, не было таких прогнозов. Были прогнозы падения спроса на юристов, менеджеров среднего звена, имиджмейкеров, журналистов. Оправдался только прогноз на востребованность IT специалистов. А еще оправдались прогнозы на востребованность кризис-менеджеров. Но цель нашего исследования рабочие - профессии. Поэтому в данной статье мы будем рассматривать только рабочие и ремесленные профессии. И не надо забывать простую истину: рейтинги, топы, тренды и списки часто составляются для кого-то и под кого-то. Если на небе зажигаются звезды, значит это кому-то надо…

Мы не будем рассматривать ошибочный список ФИРО, составленный в алфавитном порядке, мы не будем рассматривать средневзвешевенный спрос по всем федеральным округам РФ (это средняя температура по больнице), не будем рассматривать служащих и ИТР. Вне сферы нашего рассмотрения останутся школьники после 10 класса, которым предстоит еще профориентация. Мы ориентируемся в нашем исследовании на взрослых людей от 20 лет и старше, хорошо мотивированных, целеустремленных, сознательно избирающих себе будущую рабочую профессию.

Самыми востребованными на рынке труда 2018 остаются профессионалы роботизации, мехатроники, сервиса. Главным трендом остается автоматизация, роботизация и диджитализация процессов. Но как провести грань между айтишником и графическим дизайнером? И как автомеханик высокой квалификации обойдется без компьютера? По мнению Бозровой Ирины, заместителя директора Колледжа связи приоритеты по отраслям промышленности в среднем по РФ выглядят так. Перечень укрупненных отраслей и групп по актуальности и востребованности.

  • Техника и технологии строительства
  • Информатика и вычислительная техника
  • Информационная безопасность
  • Электроника, радиотехника и системы связи
  • Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
  • Химические технологии
  • Машиностроение
  • Промышленная экология и биотехнологии
  • Техника и технологии наземного транспорта
  • Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
  • Управление в технических системах
  • Изобразительное и прикладные виды искусств.
Наиболее точно определяющая суть творческих профессий является специальность дизайнера. Дизайнер – это довольно объемное понятие, которое включает флористику, одежду, дом и быт, ландшафт и др. Поэтому каждый выпускник без особого труда подберет себе именно ту специальность в дизайне, которая будет не только «кормить», но и дарить удовлетворение в жизни.

В 2015 году были заложены из бюджета значительные средства на отдельные отрасли и образовательные процессы в наиболее значимых отраслях промышленности. Тогда же Любовь Ельцова, заместитель министра труда и социальной защиты РФ отметила, что самое главное это "…повышенные требования к кадровым условиям реализации образовательных программ…" Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах. Для педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимся дисциплин прорывных нанотехнологий, диджитализации, робототехники (модулей педагогического измерения) опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Указанные педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной во ФГОС ДПО , не реже 1 раза в 3 года.

Все профессии из списка топ-50 условно можно разделить на несколько отдельных отраслей. В топе 50 рабочих профессий до сегодняшнего дня следующие специальности: наладчик, слесарь, ремонтник, механик оборудования, оператор станков, сборщик монтажник, витражист, стеклодув, керамист, огнеупорщик, печник, сварщик-аргонщик. Специалист вентиляционщик, техник по технологическими процессами, техник-конструктор, токарь универсал, фрезеровщик-универсал, электромонтажник и другие.

Востребованными остаются и профессии, связанные с ремонтом и дизайном. Это мастер декоративных работ, плиточник, отделочник, столяр, мастер столярно-плотницких работ. А также реставратор мебели, витражист, вентиляционщик, сантехник, слесарь. Помимо традиционных профессий в топ-50 вошли такие редкие специальности, как оператор беспилотных летательных средств, мобильный робототехник, специалист по аддитивным технологиям, мехатроник и техник по композитным материалам. По мнению Черноскутовой И.А., директора департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО "…Появление тех, или иных вакансий происходит под влиянием множества факторов: развитии и распространении конкретной отрасли, новизне, престижности отрасли, уровне зарплаты, малой доступности образования…"

Вернемся в 2016 год. Дмитрий Ливанов и Ольга Васильева начали масштабные реформы образования. Заместитель министра образования
Золотарева Наталия, говорила в 2016 году, что 40 процентов выпускников сейчас выбирают колледжи и техникумы. Интервью Российской газете 22 марта 2016 года.
Наталия Золотарева: "Наиболее востребованы на рынке труда выпускники, которые получили образование в сфере приборостроения, в области авиационной, ракетно-космической и морской техники. Из рабочих профессий востребованы строители, сантехники, печники, электромонтажники, слесари, реставраторы, администраторы баз данных, сетевые системные администраторы. Также легко трудоустраиваются сварщики. Стартовая зарплата сварщика, который владеет, к примеру, двумя видами сварки - аргоновой и сварки с покрытым электродом, - около 70-90 тысяч рублей. Мастер столяр, метролог, мехатроник, мобильный робототехник, витражист, наладчик ремонтник промышленного оборудования, оператор станков с программным управлением.
Какие специалисты востребованы на оборонных предприятиях?
Наталия Золотарева: Технологические процессы на этих предприятиях автоматизированы, поэтому требуются рабочие высокой квалификации. Это, например, операторы станков с числовым программным управлением, мехатроники, специалисты по прототипированию. Сегодня нужны многопрофильные специалисты в сфере машиностроения, информационных технологий. Поэтому за время обучения в техникумах ребята осваивают несколько смежных профессий.
А что за профессия - мехатроник?
Наталия Золотарева: Это новая профессия. Мехатроник - специалист по монтажу, диагностике и наладке автоматизированных производств и агрегатов. Он обладает знаниями в области механики, электрики, информационных технологий".

Государственные и частные образовательные учреждения озабочены повышением престижности рабочих специальностей. Сейчас взрослое население выбирает рабочую профессию исходя из своих жизненных интересов. И андрагогика все более становится популярной у педагогов. Они теперь охотнее работают и преподают взрослому населению. Среди наиболее востребованных до 2020 г. рабочих профессий называют:
1. Профессии, связанные со строительством: каменщик, слесарь, сварщик, токарь, гальваник, резчик по дереву, лекальщик.
2. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
3. Монтажники;
4. Технологи;
5. Операторы для работы с различным промышленным оборудованием бурильщики или машинисты.

Безусловно, среди специалистов рабочих специальностей особенно ценятся сотрудники с профессиональным опытом. Именно по этой причине молодым специалистам особенно внимательно необходимо относится к выработке важных профессиональных навыков и умений. Несмотря на широкие возможности, предоставленные современным рынком труда, главным для успешного трудоустройства остается именно желание работать и учиться. Постоянно повышать свою квалификацию. Образование в двадцать первом веке стало непрерывным, доступным, дистанционным. Сейчас многие учебные заведения обучают рабочим профессиям в режиме онлайн и видеоконференции. Русская Академия Ремесел по основным своим рабочим профессиям проводит дистанционное обучение: печник, кузнец, ювелир, керамист, витражист, столяр, аргонщик, реставратор. В Академии Ремесел налажен тесный контакт с федеральными округами и с Палатами Ремесел в округах. Слушатель проходит практическое обучение в Палате Ремесел или у мастера Палаты Ремесел в своем Федеральном округе. А тестовые контрольные работы он сдает в онлайн режиме своему преподавателю в Академии Ремесел. Таким образом, можно получить полноценную квалификацию и повышение квалификации, не выезжая из своего региона.

Выбирая рабочую профессию, вы должны задать себе два вопроса: какие профессии хорошо оплачиваются и какие отрасли экономики динамично развиваются. Понять, какие профессии востребованы в ближайшие 10 лет, позволит анализ тех тенденций, которые оказывают наиболее существенное влияние на рынок труда.

Какие профессии исчезают на рынке труда? Библиотекари, архивисты, корректоры, редакторы. Продавцов скоро также станет меньше, исчезнуть могут почтальоны, лифтеры и вахтеры. А к 2030 году неактуальными могут оказаться профессии юристов, экономистов, бухгалтеров и управленцев.
Всего ученые выделяют более 50 вымирающих профессий, причем среди них есть очень популярные сегодня специальности. Самые низкооплачиваемые рабочие профессии по состоянию на июнь 2018 года: сторож, санитарка, рабочий, воспитатель, педагог, дворник, швея-мотористка.

Елена Юрьевна Ростовцева - Заведующая методическим отделом Русская Академия Ремесел, автор концепции ТОП 50 рабочих профессий для Минтруда в 2015 году,
Матвиенко Николай Николаевич - Проректор Русской Академии Ремесел, заведующий кафедрой "Профессиональные технологии" НОЧУ ДПО РАР.

Июнь 2018г. Москва.

Терминология.

ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник.
Диджитализация – это оцифровка различных видов информации - текст, звук, видео. Всё, что есть вокруг нас, переносится в единички и нули, язык, который понятен компьютерам. Диджитализация позволяет обрабатывать большие объёмы данных и как следствие упростить и ускорить работу.
ФГОС ДПО– Федеральные Государственные Образовательные стандарты дополнительного профессионального образования.

Должно быть оперативное реагирование учебного (учебно-методического) подразделения, за две недели вполне можно решить этот вопрос, например, закрыв временно вакансию почасовиками (дог. Возмездного оказания услуг), каким-то перераспределением нагрузки и т.д.

Необходимо составлять и утверждать индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план для лиц с ОВЗ закреплен в ФЗ-273 и ФГОС по ТОП-50.

В соответствии с п.39. приказа Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»: Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

В зависимости от того, как он обучается (инклюзия, адаптивное обучение). По работе с инвалидами порядок будет закреплен в методических рекомендациях, которые скоро выйдут

Количество часов консультаций будет определено в методических рекомендациях

Будет утвержден новый порядок.

ДЭ распространяется на ТОП-50, которые вводятся с 01.09.17г.. Документы пока в работе. Время еще есть на это.

Все будет определено в разрабатываемых методических рекомендациях по проведению Демонстрационного экзамена.

Использовать вариативную часть.

В ФГОС по ТОП-50 написано «не менее 70% на освоение военной подготовки в рамках БЖ.

Не может. Т.к. тут присутствуют только отдельные компетенции по профессии.

В документах не будет никаких квалификаций.

Разряд регламентируется учебной программой.

Номенклатура предметов общеобразовательной подготовки и объем нагрузки по ним определяется из методических рекомендаций ФИРО (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 06-1225) с изменениями, внесенными протоколом №3 от 25.05.2017г., в которых в соответствии с п.5 «При формировании учебных планов по ППКРС, ППССЗ общими для включения в общеобразовательный цикл всех учебных планов являются учебные дисциплины: «Русский язык» и «Литература», а в соответствии с п.9 абз. 4 «Экзамены проводят по учебным дисциплинам «Русский язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» и по одной из общеобразовательных дисциплин, изучаемых углубленно с учетом получаемой профессии СПО или специальности СПО.

Процент не установлен, изменение предоставлено на усмотрение образовательной организации, но Вы должны обосновать свою региональную, отраслевую особенность или требования работодателя лежат в основе Ваших изменений.

Уровни квалификации указаны только в профессиональном стандарте, которым Вы пользуетесь при разработке профессиональной образовательной программы. ФГОС СПО не содержит указания на уровни квалификации. При проектировании дополнительных, по отношению к ФГОС СПО компетенций и описании профессиональных компетенций, приведённых в ФГОС СПО с использованием профессиональных стандартов необходимо учитывать уровень квалификации. В соответствии с уровнями квалификации, утверждёнными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от « 12 » апреля 2013 г. № 148н, образовательные программам среднего профессио­нального образова­ния — программы подготовки квалифицированных ра­бочих (служащих) соответствуют 4 и 5 уровням квалификации, а образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, — 5 уровню квалификации.

Соглашусь с автором замечания в том, что работа с профессиональными стандартами помогает преподавателям более осознанно проектировать отдельные элементы основной профессиональной образовательной программы. Эта работа позволяет точнее определять содержание (разделы, темы) дисциплин, модулей и практик и их ответственность за формирование запланированных образовательных результатов (компетенций) и их составляющих: знаний, умений и опыта деятельности.

Промежуточная аттестация в форме зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующего междисциплинарного курса модуля или дисциплины.

Промежуточная аттестация по составным элементам программы профессионального модуля (по МДК – дифференцированный зачет или экзамен, по учебной и производственной практике – дифференцированный зачет) проводится по усмотрению образовательного учреждения;

— по профессиональным модулям обязательная форма промежуточной аттестации – Эк (экзамен (квалификационный)), который должен учитываться при подсчете общего количества экзаменов в профессиональном модуле;

Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации обучающихся СПО не должно превышать 8, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре.

Зачётная единица – это единица измерения трудоемкости учебной работы обучающихся в терминах условного учебного времени, необходимого не просто для освоения учебной программы, но – для достижения установленных результатов обучения. Результатами обучения являются сформированные компетенции. Функции зачётных единиц: накопление (фиксируются освоенные компетенции и количество соответствующих им кредитов) и перенос (обучающийся может перейти в другую образовательную организацию со своими кредитами и соответствующими им образовательными результатами). Чтобы кредитно-модульная система «заработала», должны быть стандартизированы:

  • компетенции (образовательные результаты);
  • названия модулей и соответствующих им компетенций (модуль, в отличие от дисциплины, всегда направлен на формирование «целых» компетенций, а не отдельных знаний, умений и(или) опыты деятельности);
  • количество кредитов (зачётных единиц для каждого модуля).

В разных образовательных организациях могут отличаться:

  • «вес» зачётной единицы ы учебных часах;
  • перечень и количество дисциплин в рамках модуля и их название;
  • методы и приёмы обучения и т.п.

Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно-компетентностный.

Раздела может и не быть, но избегать описания компетенций (будут ли эти описания называться «спецификациями» или как-то иначе), — означает нарушать принципы реверсной технологии разработки ОПОП. Это суть компетентностного подхода, которая заключается в том, что проектирование образовательных результатов, включая их описание, первично по отношению к остальным элементам профессиональной образовательной программы

Да, это так. Общекультурные компетенции (ОК) оказались «декларативными», их очень трудно описать через детализацию в виде перечня знаний, умений и опыта деятельности. Тем не менее, это возможно. По сути, хороший сотрудник – это хороший специалист, который может выполнять профессиональную деятельность в условиях любой организации. Хороший специалист – сформированные профессиональные компетенции, а хороший сотрудник — сформированные общекультурные компетенции.

Источниками информации для описания ОК могут быть:

  • профессиональные стандарты (разделы «Другие характеристики» в описании ОТФ и ТФ);
  • профессиональные кодексы (есть разработанные этические кодексы для многих профессий);
  • правила трудового распорядка принятые на предприятиях и в организациях, для которых ПОО готовит выпускников.

Да, может. При реализации среднего общего образования образовательная организация в соответствии со спецификой образовательной программы по профессии/ специальности самостоятельно определяет соответствующий профиль общеобразовательной подготовки, т.е. образовательным организациям ФГОС по ТОП-50 предоставлено право самостоятельно определять перечень учебных дисциплин в рамках ОПОП в зависимости от специфики ОО, в т.ч. и дополнительных.

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

ПОО, следует обратить внимание на наличие документов, материалов и средств обеспечения образовательного процесса, подтверждающих выполнение требований ФГОС СПО к условиям реализации ОПОП, ее структуре и к результатам освоения. Наличие ФОС для дисциплин, модулей и практик, — требование ФГОС СПО ТОП-50 (п.2.4), соответственно, их разработка является обязательной для аккредитации ОПОП по ФГОС ТОП-50.

С 2018 года в список трат на обучение добавятся расходы по договорам о сетевой форме реализации образовательных программ. Такая форма обучения предполагает, что вуз и компания учат сотрудников совместно, например, сразу на производстве (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ).

Списать можно:

Расходы на содержание помещений компании и оборудования, которые она предоставляет для обучения;

Оплату труда педагогам;

Стоимость имущества, которое организация передала для процесса обучения.

Разъяснения по вопросам введения Федеральных государственных образовательных стандартов СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (ФГОС СПО по ТОП-50)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (далее соответственно — ФГОС по ТОП-50, СПО) – это федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработанный и утвержденный в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 831, Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 , а также во исполнение пункта 3 комплекса мер направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, и представляющий собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии или специальности.

Внесение профессий и специальностей ТОП-50 в Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, осуществляется в соответствии Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059 г. (после принятия решения Советом Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам о рекомендации к утверждению ФГОС по ТОП-50, вносятся соответствующие изменения в указанные перечни), которым предусматривается принятие решения о присвоении шестизначного кода, который включает в себя:

  • первые две цифры — порядковый номер укрупненной группы;
  • вторые две цифры — порядковый номер перечня профессий/специальностей;
  • последние две цифры — порядковый номер профессии, специальности.

Коды профессий и специальностей по ТОП-50 являются новыми и не повторяют существующие коды действующего Перечня СПО.

ФГОС по ТОП-50 претерпел существенные изменения, включающие модернизацию его структуры и содержания требований. Структура ФГОС по ТОП-50 полностью соответствуют части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и включает в себя наряду с общими положениями требования к:

  1. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.

В целом ФГОС по ТОП-50 имеет следующие характерные особенности:

  • виды деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учетом требований международных и профессиональных стандартов, а также передовых технологий;
  • изменена номенклатура и ориентация общих компетенций;
  • повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования;
  • определены сроки обучения на основе рекомендаций заказчиков рабочих кадров;
  • определены условия реализации образовательной программы, в том числе введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников;
  • введен новый вид проведения государственной итоговой аттестации – демонстрационный экзамен.

Вместе с тем структура макетов ФГОС СПО ТОП-50 определяет важнейшую роль примерных основных образовательных программ (далее – примерная программа) так например:

  • конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет с учетом примерной программы;
  • с учетом примерной программы образовательная организация определяет перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы;
  • требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет с учетом примерной программы;
  • также образовательная организация использует перечень основной литературы (учебники, учебные пособия), предусмотренный примерной программой;
  • рекомендации по материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются примерной программой.

Формирование указанных требований в примерной программе обусловлено прежде всего быстро меняющимся потребностям рынка труда, что непосредственно отражается на подготовке рабочих кадров, с появлением нового оборудования, с изданием новой учебной литературы и т.д. С помощью примерной программы появляется возможность быстрого реагирования на эти изменения.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. N 726 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования», а также Приказом от 07.10.2015 г. № 1115 «О создании федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования»,

Федеральные УМО СПО по соответствующим укрупненным группам

  • участвуют в разработке ФГОС, ПООП, КИМ,
  • координируют деятельность рабочих групп по методическому сопровождению разработки примерных основных образовательных программ

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 726 организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных программ относится к основным направлениям деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе СПО.

В соответствии с частью 8 статьи 92 Федерального закона при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей (далее УГПС).

В том случае, если образовательная организация уже аккредитована по УГПС, в которую входят профессии или специальности ТОП-50, то государственную аккредитацию основных образовательных программ по этим профессиям специальностям заявлять не требуется. При этом при плановой проверке органов контроля и надзора возможна проверка на соответствие образовательной программы ФГОС по ТОП-50.

Изменения показателей и критериев экспертной оценки при государственной аккредитации образовательной деятельности на данном этапе не предусмотрены.

Вместе с тем, во ФГОС по ТОП-50 содержатся отсылки к примерной основной образовательной программе, в которой, в том числе, содержатся перечни основной литературы, материально-технической базы, необходимых для реализации основной образовательной программы.

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающую требованиям профессиональных стандартов, в то время, как государственная аккредитация оценивает соответствие требованиям федеральных государственных стандартов. Таким образом, наличие профессионально-общественной аккредитации не тождественно государственной аккредитации образовательной деятельности и не подменяет собой государственную аккредитацию.

Да, нужно.

Наличие профессионально-общественной аккредитации не является достаточным условием и возможностью получения аккредитации ООП в соответствии с ФГОС по ТОП-50 по профессии или специальности,

т.к. процедура профессионально-общественной аккредитации оценивает качество программы в соответствии с требованиями работодателя, а аккредитация ООП согласно п.1.3 гарантирует соответствие ООП требованиям ФГОС по ТОП-50, но наличие ПОА способствует получению ГА и учитывается при распределении КЦП.

Да, лицензирование образовательной организацией основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС по ТОП-50 является обязательным. Лицензирование осуществляется тем лицензирующим органом, под действие которого попадает образовательная деятельность лицензиата, реализующего образовательные программы по ТОП-50.

В соответствии с Федеральным законом разработка основной образовательной программы осуществляется, в том числе, в соответствии с ФГОС по ТОП-50 и с учетом примерной основной образовательной программы. Образовательная организация может использовать примерную основную образовательную программу как основу при разработке основной образовательной программы. Кроме того во ФГОС по ТОП-50 содержатся конкретные отсылки к примерной основной образовательной программе, в том числе по вопросам основной литературы и материально-технической базы.

В соответствии с часть 10 статьей 12 Федерального закона примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона примерная основная образовательная программа — это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Примерная основная образовательная программа включает в себя примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов.

При разработке программ в соответствии с ФГОС по ТОП-50 используется примерная основная образовательная программа, рекомендованная ФУМО в системе СПО по укрупненным группам профессий и специальностей.

В ФГОС СПО ТОП-50 указывается квалификация или возможное сочетание квалификаций, в соответствии с которыми необходимо разрабатывать основную образовательную программу. Отдельный акт не предусмотрен.

В случае если во ФГОС по ТОП-50 содержатся несколько квалификаций или их сочетания, то компоновка профессиональных модулей (основных видов деятельности) под конкретные квалификации содержится в нем. Необходимая детализация компоновки будет представлена в примерной основной образовательной программе.

При разработке основной образовательной программы образовательной организацией нужно руководствоваться, в том числе профессиональными стандартами, указанными в соответствующем ФГОС по ТОП-50 и соответствующей примерной основной образовательной программе. В случае необходимости конкретизации вариативной части программы таким ориентиром становятся требования к трудовым функциям работников региональных предприятий, предоставляющих места для трудоустройства выпускников образовательных организаций.

Изменения, установленные ФГОС по ТОП-50 предусматривают, что в учебных циклах образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся. На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы по очной форме (из расчета 36 часов в неделю) должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы для программ подготовки специалистов и не менее 80 процентов от объема учебных циклов для программ подготовки квалифицированных рабочих/служащих, предусмотренных соответствующим ФГОС СПО, при очно-заочной форме обучения – не менее 25 процентов, при заочной форме обучения специалистов – не менее 10 процентов. Расчет максимальной учебной нагрузки (54 часа) в ФГОС по ТОП-50 отсутствует.

Максимальный объем самостоятельной работы устанавливается в главе II ФГОС по ТОП-50. Рекомендации по соотношению объемов работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем и их самостоятельной работой, а также возможные формы организации самостоятельной работы, определяются примерной основной образовательной программой.

  • Процент самостоятельной работы от 36 часов в неделю

не более 20% по профессиям

не более 30% по специальностям.

  • Разработчик программы вправе предусмотреть количество самостоятельной работы
    от 0-20% (30%) .
  • Объем часов самостоятельной работы выбирается на уровне разработки примерной программы и корректируется в рабочей программе по усмотрению ОО.

Вариативная часть по ФГОС СПО ТОП-50 составляет не менее 20 процентов по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и не менее 30 процентов по программам подготовки специалистов среднего звена. Её расчет осуществляется от общего объема образовательной программы за вычетом времени, отведенного на проведение ГИА. Распределение вариативной части программы относится к компетенции образовательной организации.

Требования к условиям реализации образовательной программ формируются в соответствии с положениями главы IV ФГОС СПО по ТОП-50 и конкретизируются в примерной основной образовательной программе.

Учет международных требований, включая международные технические и экологические стандарты и регламенты, осуществлялся разработчиками на уровне формулирования результатов, представленных в структуре ФГОС по ТОП-50 в виде общих и профессиональных компетенций, а также в процедурах организации государственной итоговой аттестации через введение демонстрационного экзамена, форма проведения которого включает элементы организации конкурсов профессионального мастерства по стандартам международного движения молодых профессионалов WorldSkills.

Демонстрационный экзамен — это вид проведения государственной итоговой аттестации, который представляет собой демонстрацию в реальном времени в специально организованных модельных условиях уровня освоения основных результатов образовательной программы.

В соответствии с требованиями, установленными ФГОС по ТОП-50, демонстрационный экзамен включается в государственную итоговую аттестацию.

По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен:

  • для специалистов – включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена;
  • для квалифицированных рабочих и служащих – является выпускной квалификационной работой.

Демонстрационный экзамен в соответствии с ФГОС по ТОП-50 включен в государственную итоговую аттестацию. При этом в соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Таким образом, порядок и форма проведения демонстрационного экзамена по профессиональному модулю определяется образовательной организацией самостоятельно.

Да, может с учетом направления деятельности организаций, в которых данный опыт был получен, соответствует области профессиональной деятельности, указанной в соответствующем ФГОС по ТОП-50.

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (ОТФ 3.1) при отсутствии педагогического образования требуется дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и(или) профессионального обучения.

Дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

Дополнительное профессиональное образование – это повышение квалификации или профессиональная переподготовка, а так как профессиональный стандарт не уточняет, какой именно вид дополнительного профессионального образования требуется, то возможны оба варианта: и повышение квалификации (от 16 уч. часов) и профессиональная переподготовка (от 250 уч. часов). При этом образовательная организация сама определяет потребность в содержании и объеме программы ДПО в области профессионального образования и(или) профессионального обучения.

В некоторых случаях освоения программы повышения квалификации может быть недостаточно для приобретения необходимых педагогических компетенций, и потребуется освоение программы профессиональной переподготовки.

  • Да, так как данное требование установлено профессиональным стандартом педагога профессионального образования.
  • Для работников ОО, не имеющих педагогического образования должна быть освоена программа дополнительного профессионального образования

ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (ОТФ 3.1.) устанавливает требование к педагогу:

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)

При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства

Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.

Дополнительное профессиональное образование – это повышение квалификации или профессиональная переподготовка

Формирование общей компетенции, связанной с использованием профессиональной документации на иностранном языке может осуществляться как в рамках дисциплины ОГСЭ, так и в рамках междисциплинарных курсов. Так, в соответствии с ФГОС по ТОП-50 обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать, наряду с другими дисциплинами, изучение дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Наряду с этим, дидактические единицы, связанные с изучением профессиональной документации на иностранном языке, могут быть также встроены в разделы междисциплинарного курса.

Для реализации дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» необходимо привлечение к педагогической деятельности преподавателей, прошедших повышение квалификации по профилю реализуемой программы.

error: